Черный хлеб важная составляющая жизни латыша. Он не похож на любой другой ржаной хлеб, его пекут по старинным рецептам, часто вручную. Ржаной хлеб обычно готовят из ржаной муки, пахты, соли, воды и тмина по вкусу.
Латыши – балтоязычный этнос Прибалтики. Говорят на латышском языке балтийской группы индоевропейской языковой семьи. Письменность с XV в. на латинской основе. По религии латыши – протестанты, жители восточной Латвии (латгальцы), в основном католики.
Латыши Башкортостана – лютеране, их община зарегистрирована в консистории лютеранской церкви Латвии. В основе латышского этноса – древнебалтийские племена корсь, летьгола, селы, земгалы, финское племя ливь. Компактными группами в Республике Башкортостан проживают на территории Арх-Латышского, Бакалдинского сельсоветов и в с. Архангельское Архангельского района, в сс. Ауструм и Балтика Иглинского района, а также в г. Уфе.
На территории Башкирии латыши появились в 70-х гг. в 19 в. Большинство переселенцев были выходцами из сельской местности Курляндской и Лифляндской губерний. Они устремились в Уфимскую, Саратовскую, Оренбургскую и другие губернии, где земля стоила намного дешевле, чем в западной части империи. Следующий этап переселения латышей в Башкирию связан со Столыпинской аграрной реформой. Переселение в Башкирию продолжалось, и в конце 19 в. образовалось несколько колоний. К 1920 году их численность в Башкирии достигла максимального уровня – 8128 чел. В 1928 было 25 латышских колоний, самые крупные из них находились на территории Иглинского и Архангельского районов. Таким образом, на территории Башкортостана образовалось несколько колоний: – Ауструм (400 человек) – село основано в 1878 году латышскими крестьянами. В переводе с латышского языка название села означает «восток». В 1980-х и 1990-х годах латыши-потомки первопоселенцев уехали в Латвию. Сегодня Ауструм – это белорусско-русское село; – Озолы (100); – Балтия (400); – Баложи (300); – Архангельское (1 800 человек)
Работать в семьях латышей приучались с раннего детства. Много земли, много скота на каждом хуторе, а значит, много работы. Но и к образованию детей уделяли время. Детей учили частные учителя на квартире какого-либо хуторянина. За использование квартиры и учебу родители вносили плату. Учили детей на родном латышском языке. В классе, в основном, были мальчики.
Первую школу латыши построили в 1901 году в Архангельском лесу. В 1903 году эта школа сгорела. В 1909-1910 гг. была построена новая начальная школа. При школе был интернат, в нем жили дети латышей, и домой приезжали только на воскресенье. В 1935 году школа стала семилетней. Но к тому времени произошли события, которые изменили не только судьбу латышей, но и историю всей России.
В 1929 году двадцать семь крестьянских хозяйств объединились в колхоз «Яуна Дзиве» («Новая жизнь»), который затем переименовали в колхоз имени Стучки. Позднее укрепленное хозяйство стало носить имя Максима Горького, отсюда и пошло название деревни.
Численность
По данным итогов Всероссийской переписи населения 2010 года, на территории Российской Федерации проживает - 18979 человек латышской национальности. Самая крупная община латышей в России находится в Красноярском крае. Другие крупные общины латышей находятся в Москве, Омской области, Санкт-Петербурге и в Башкортостане.
В Республике Башкортостан латышей проживает- 1117 человек. Наиболее компактно проживают (по данным на 2010; чел.)
в Уфе – 384,
в Иглинском районе – 182 ,
в Архангельском районе – 264, а в деревне Максим Горький – 110 человек.
Латышская культура до сегодняшнего дня сохранила в себе массу традиционных черт, часто уходящих корнями в дохристианские времена.
По народному календарю год в Латвии делится на четыре части, вершиной каждой из которых является свой праздник, связанный и солнцестоянием или равноденствием. Зима – Рождество, весна – Пасха, лето – Лиго и Иванов день, осень – Апъюмибас.
В самой середине лета, когда солнце светит особенно долго, в самый длинный день и самую короткую ночь с незапамятных времен отмечается праздник «Лиго». Иначе его еще принято называть Яновым днем.
До этого дня крестьяне заканчивают пахать, сеять и пропалывать, но после этого дня начинается период созревания урожая, который начинается с покосами.
Все травы и цветы, собранные в день летнего солнцестояния (Jāņi) называют Яновыми травами (jāņuzāles), и день до наступления летнего солнцестояния как Травяной день. Считалось, что собранные в это время травы и коренья обладают живительной силой, которая необходима для лечения, как людей, так и скота. Из Яновых трав сплетают венки и делают букеты. Женщины и девушки плетут венки для всех участников праздника. Женщины обыкновенно надевают венки из цветов, а для мужчин плетут венки из дубовых листьев или веток. Комнаты, коровники, загоны для скота, колодцы, мельницы и другие важные для крестьянина места украшаются Яновыми травами. Венки вешают на домашний скот и изгороди. Ветками березы, дуба и рябины украшают ворота и комнаты.
После того как собраны травы и сплетены венки, люди отправляются на праздник, который проходит за околицей д. М.Горький.
У символических ворот – арки из зеленых веток – гостей встречают женщины и дети в национальных костюмах, предлагают отведать самодельного сыра с тмином и латышского пива. Почетным гостям надевают шляпы из кленовых листьев, и с песнями ведут к центру поляны, где и проходит основное действие праздника. Латышские фольклорные ансамбли устраивают для зрителей театрализованное представление, рассказывая о древнем празднике «Лиго», зазывают его главного героя Яниса, который появляется перед зрителями на резвом коне, разрешая всем отпраздновать ночь летнего солнцестояния.
Под звуки национальной латышской мелодии девушки и парни по традиции снимают свои венки и опускают на воду. Если венки соединятся, значит, быть молодым вместе.
Одним из главных растений в Янов день является несуществующий цветок папоротника, который согласно легенде распускает золотые лепестки только в канун летнего солнцестояния. В эту ночь все желающие отправляются на поиски цветущего папоротника.
В это время под исполнение «Песня огня» юноши с факелами направляются к месту, где собран валежник для традиционных костров «Лиго», так как они являются самым важным символом праздника. Гореть они будут всю ночь, и все желающие будут водить хороводы вокруг него до самого утра. Потому что по латышским обычаям спать в этот день нельзя. Кто будет спать в Янову ночь, тот проспит все лето.
Все должны обязательно прыгать через костер, и умываться росой, чтобы быть здоровыми и плодородными.
Свадебные обряды
У латышского народа существует обычай: когда в семье рождается девочка, то мать сажает на счастье дочери цветок – мирт благородный. В день свадьбы невеста из веточек мирта плетет для себя свадебный венок, украшает платье и костюм жениха.
Подруги невесты готовят для молодой пары «свадебный уголок»: из веток мирта изображают два любящих сердца, украшают кресло молодоженов. Дочь с матерью укладывали в сундук приданое: перчатки, носки, одеяла, подушки. Лучшая подруга невесты помогала испечь и украсить большой бисквитный пирог. В день свадьбы невеста режет это угощение на маленькие кусочки и каждый гость получит угощение с ее рук.
На свадьбе девушки пели обрядовую песню «Зеленый веночек», а посаженная мать снимала с головы невесты венок из мирта и надевала на голову невестиной незамужней сестренки или подруги. Отныне невеста будет носить женскую шапочку – аубит. Невесте повязывают фартук, дают в руки кастрюлю с половником, а жениху дарят шляпу, трубку, кнут. Гости поднимают молодоженов на «Ура». Очень важно, чтобы супруги в это время держались друг за друга. Этот ритуал символизирует умение совместно преодолевать житейские трудности.
Формировалась и складывалась латышская кухня долго. Она схожа с белорусской, литовской, немецкой, эстонской национальными кухнями. Традиционная кухня латышей основана на использовании зерновых, молочных, мясных продуктов и овощей. Пекли кислый хлеб, в основном из ржаной муки. Были распространены каши (путра), заправленные кислым молоком, иногда с мясом или жиром, варёная капуста (капости), похлёбка из свежих и квашеных овощей, клёцки из гороха или бобов. По праздникам традиционно готовили пирожки со шпиком или мясом, сладкие пироги, тушёную капусту со свининой, студень и др.; из напитков – пиво, домашнее сладкое вино.
Большинство блюд очень простые и одновременно сытные. На протяжении истории многие традиционные блюда несколько изменились.
Черный хлеб важная составляющая жизни латыша. Он не похож на любой другой ржаной хлеб, его пекут по старинным рецептам, часто вручную. Ржаной хлеб обычно готовят из ржаной муки, пахты, соли, воды и тмина по вкусу.
Эти булочки подаются на закуску, а также во время ленча (с тарелкой бульона) или во время вечеринки. Вкуснее всего они будут, если есть их горячими, так сказать прямо из духовки. Как правило, их готовят из муки, молока, свинины, лука, дрожжей, сахара, соли и яиц. Это блюдо - обязательный атрибут на рождественском столе.
Сегодня самый популярный латышский праздник – Янов день (день летнего солнцестояния), главные атрибуты этого праздника – сыр и пиво, их можно встретить на каждом праздничном столе. Обычно Янов сыр делают из сухого творога, молока, сметаны, яиц, масла, соли и тмина. Рецепты этого сыра появились сотни лет назад.
Серый горох с беконом обычно готовят во время Коляды, но блюдо можно есть и как основное. Обычно, его предпочитают, есть с пахтой или кислым молоком.
Это коронное блюдо, которое появилось под влиянием немецкой кухни. Оно готовится крайне просто: квашеная капуста жарится в масле с луком, морковью, солью и перцем. Слегка обжаренная квашеная капуста отлично сочетается с запеченной свининой и другими мясными блюдами.
Традиционно в состав травяных чаев входят такие травы как липовый цвет, мята, зверобой, ромашка, календула и другие. Для вкуса в чай добавляют сахар или мед.
Большинство латышских игр - это хороводные игры с пением и речитативом, включающие имитационные и хореографические элементы. Некоторые хороводные игры преобразованы в танцы, пляски. Часть из них осталась без изменений и используется детьми, молодежью и взрослыми в часы досуга на вечерах, массовых праздниках. Латышские игры тесно связаны с фольклором, традициями, природой (деревья, цветы, море; птицы, звери, домашние животные); ремеслами (сапожным, кузнечным, рыболовным, ткаческим и др.).
Видное место среди народных латышских игр в прошлом занимали игры с метанием палок, проводившиеся в виде индивидуальных и коллективных состязаний среди юношей и молодежи на силу, ловкость и меткость. Так же были и малоподвижные игры, требуюющие от участников сообразительности, находчивости и других качеств.
Национальный костюм является неотъемлемой частью культурного наследия латышского народа. Костюмы, сохранившиеся до наших дней, надеваются по случаю различных мероприятий, праздников и помогает латышам сохранить и пронести через столетия национальное самосознание и самоуважение.
Латышский народный костюм – комплекс разнообразных одеяний. В нем с помощью цвета и орнамента, а также способа ношения закодирована информация об особенностях истории этносы. Он распадается на варианты, объединенные в соответствии с пятью культурно-историческими или этнографическими областями Латвии: Видземе, Латгале, Аугшземе, Земгале и Курземе. Возможно, в основе версий народного костюма – одежда древних племен балтов и балтийских финнов (ливов), некогда населявших территорию Латвии.
Основой традиционного народного костюма является, мужская рубашка и женская обычно льняная с длинными рукавами. Верхняя одежда состоит из шерстяной юбки – обычно в полоску или клетку, кофты, жилета и наплечного покрывала (виллайне) у женщин; штанов, жилета и кафтана или полукафтана и шейного платка – у мужчин.
Ни один народный костюм не обходится без головного убора. С древности известна традиция, которая женскому головному убору в праздничном наряде приписывала символическое значение. Венки были символом и в то же время материальной ценностью, которая передавалась из поколения в поколение – молодые девушки до замужества носят венок, замужние женщины – чепец или платок; менее обязательным является ношение шляпы для мужчин.
На ноги одевают вязаные шерстяные или нитяные носки, черные туфли на низком каблуке или сшитые из кожи, стянутые сверху ремешком оригинальные лапти – пасталы (pastalas), у мужчин черные туфли или сапоги.
В качестве застежек для рубашек используются одна или несколько маленьких брошей, для виллайне – большие броши (сакты). Для поддержки и украшения одежды применяются тканые пояса. Все эти элементы костюма присутствуют в настоящее время.
Традиционные поселения латышей были однодворными (виенсетас), преимущественно селились хуторами. Первоначально жилой дом (истаба) располагался в центре латышской усадьбы, хлев (кутц) и клети (клетц) — по разные стороны от него; имелись плодово-ягодные насаждения, декоративные кустарники и цветы. В стороне от других построек располагались баня, помещения для сушки и молотьбы снопов (рига, гумно). Для строительства дома использовали дерево (лиственница, сосна, осина, берёза и др.), камень; крышу крыли дранкой, реже – соломой или железом. Жилища представляли собой срубные избы с 2, 4 скатной крышей. Фундамент дома сооружали из камня, брёвен, каменных плит; пол был дощатый. Дом делился на переднюю и внутреннюю (хозяйственную) части. Традиционный интерьер включал кирпичную печь, стол, лавки, шкафы для посуды и одежды; окна и двери украшали вышитыми и ткаными занавесями. Домашняя утварь и хозяйственные орудия изготовлялись в основном из дерева.
Латышские поселения потеряли свой колорит в годы коллективизации, когда латышей насильно переселяли из хуторов в деревни вместе с представителями других народов. Появилось много смешанных браков.
Особенностью современной речи латышей является отсутствие литературной формы латышского языка: они говорят на том диалекте, который был у их предков в Латвии. Большинство из них пользуются говорами ливского диалекта. Наиболее крупные поселения латышей в настоящее время в Архангельском районе, где проживают около 350 латышей. Однако из-за миграции, в основном молодежи, в Латвию происходит старение латышского населения, особенно в сельской местности. На этом фоне создание латышского историко - культурного центра в д. Максим Горький Архангельского района Республики Башкортостанстало стимулом к возрождению латышской культуры.
Мартыни или Мартынш празднуется осенью, 10 ноября. Этот праздник означает конец осени и начало зимы. «Мартыни» - день окончания хозяйственного года, земля уходит на отдых.
Рождество является великим праздником, установленным в воспоминание рождения Иисуса Христа в Вифлееме. Подготовка к празднованию Рождества начинается задолго до самого праздника, а именно с последних чисел ноября, с началом Адвента, когда четыре воскресенья зажигается по одной свече в венке Адвента.
В старину латыши называли февраль месяцем свечей. Этот народный праздник зародился еще в далекие времена, когда люди определяли время по Солнцу, Луне и звездам. День свечей приходиться на середину зимы, его отмечают 2 февраля. В этот день нельзя расчесывать волосы, варить капусту и вязать. Если этого не соблюдать волосы будут торчать как свечи, капуста не будет расти и нужда «заколет» человека как спица.
Мэтени — это последний день перед Великим постом, весёлые проводы зимы и встреча весны. С этого дня начинается хозяйственный год.
Lieldienas, «Великий день» - так в народных песнях называют день весеннего равноденствия. По народным традициям Пасха приходит, когда впервые за год день становиться длиннее ночи. В пасхальный день люди вставали за долго до восхода солнца, и спешили омыть лица в источнике или ручье, текущем на восток, чтобы быть здоровыми и красивыми. Затем следовало одно из важных мероприятий на Пасху – ожидание восхода солнца именно в утро весеннего равноденствия.
В самой середине лета, когда солнце светит особенно долго, в самый длинный день и самую короткую ночь с незапамятных времен отмечается праздник «Лиго». Иначе его еще принято называть Яновым днем.