Балан катыгы - готовится из калины, муки и сахара. Получается густым, как кисель. Уникальный напиток мишар.
Мишари или мишары (мещеряки) – тюркоязычный этнос (народность). Формирование мишарей происходило в Мещере - исторической области в бассейнах рек Цна, Мокша, Сура, Алатырь, Ока. В настоящее время эти реки текут по территориям Рязанской и Нижегородской областей, Мордовской Республики и частично Чувашской Республики, где расположен г. Алатырь. В прошлом, именно, в бассейне этих рек произошло формирование мещерякского народа.
Русский историк Н.Карамзин выдвинул одну из первых гипотез о происхождении мещеры (мещеряков): «В летописях средних времен именованы Мещерою нынешние Мокшаны, род Мордвы, обитающие в Пензенской и Тамбовской губерниях в окрестности реки Мокша».В современных исследованиях выдвигается гипотеза об иранском происхождении мордвы, этноним которых произошел от названияплемени мардов, а сообщение готского историка VI в. Иордана «MordensinMiscaris» интерпретируется как «марды Мещеры». Тюркизация населения Мещеры началась в эпоху распада Золотой Орды, когда на территории региона стали селиться представители тюрко-монгольской аристократии Большой Орды, например, князь Ширинский (бек племени Ширин) Бахмет Усеинов. Приток ордынцев в Мещеру привел к образованию улуса Мохши (Мокша) или Мещерского юрта, в котором они составил правящий класс, повелевавший податным мещерско-мордовским населением. Центром владения стал город Мохши, располагавшийся близ нынешнего села Наровчат Пензенской области.
Со временем Мещерское княжествопопало в вассальную зависимость от Москвы. Около 1452 г. часть Мещеры вместе с городом Городец Мещерский (современный город Касимов Рязанской области) были отданы во владение царевичу (чингизиду) Касиму, сыну основателя Казанского ханство Улу-Мухамеда. Перспективы военной службы привлекли в Касимовское ханство группыразличные тюркоязычного населения – крымских татар, ногайцев и башкир, сыгравших значительную роль в этногенезе мишарей (мещеряков).Сформированное в недрах Касимовского ханства сословие служилых татар, а также мещеряки приняли активное участиев военных кампаниях Московского царства против Крыма, Большой Орды и Казани. Об этом в 1794 г. сообщали в своем прошении мишарские депутаты Уфимского наместничества Абдулкадир Абдулкаримов с «товарищи»: «Мещерятский наш народ прежде других иноверцев по собственному своему желанию, переселившись из Золотой Орды в Россию еще в 7001 (1493) г., за верныя и беспорочныя предков наших российскому скипетру службы как при взятье Казани (в 1552 г.), так и при других многих тогдашнего времени случаях, жалованы были в разных местах на нагорной стороне Волги поместными дачами и для поселения их выгодными землями и угодьями».
В недавнем прошлом существовали три этнотерриториальные группы мещеряков: 1) обрусевшие мещеряки Мещерского края; 2) мещеряки Поволжья; 3) мещеряки Башкирии. Первые незначительные группы последних появились в Уфимском уезде в конце XVI века, когда «без обложения ясаком, а только по грамоте 7106 г. (1597/1598 г.) велено служить им, мещерякам, по городу Уфе». В 1699 г. служилых татар из Мещеры и мещеряков насчитывалось в Башкирии 748 человек. Со временем обе группы составили единую группу служилых мишарей (мещеряков).
Усиление фискального (налоги) и религиозного гнета, а также увеличение повинностей (рубка и сплав корабельного леса) вынуждало мишарей Поволжья искать убежище в Башкирии и селиться в башкирских вотчинах в качестве припущенников. В 1798 г. мишари (служилые и неслужилые) вместе с башкирами были охвачены системой кантонного управления и вошли в состав учрежденного Башкиро-мещерякского войска. Отныне оба народа входили в башкирское (или башкиро-мещерякское) служилое сословие, несмотря на разницу в землевладении (башкиры были вотчинниками, а большинство мишарей – припущенниками, т.е. арендаторами башкирских земель). Численность мишарей Башкирии в 1851 г. составляла уже более 100 тыс. человек.
Длительное проживание на территории Башкирии и оказало сильное влияние на самосознание и быт мишарей Башкортостана. «Говорят и одеваются мишари по-башкирски», – так описывает мишарей Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона в конце XIX в.Уфимский статистик и этнограф Н. А. Гурвич писал: «…слитие мещеряков с башкирами – есть этнографически совершившийся факт, против которого бессильны какие бы то ни было административные или фискальные мотивы разъединения…» Не случайно, в метрических книгах Оренбургского магометанского духовного собрания XIX – начала XX в. многие мишари Южного Урала (Уфимской и Оренбургской губерний), выражая свою идентичность, уже указывали себя башкирами либо «башкирами из мишарей» (мишәрдан башҡорт). В ходе Первой Всероссийской переписи населения 1897 года большинство мишарей указало родным языком башкирский.
С возникновением в конце XIX – начале XX в. двух национальных проектов – татарского и башкирского – мишари, дисперсно расселенные по огромному пространству от Нижнего Новгорода до Кургана, а потому не имевшие четко выраженного этнотерриториального ядра, были поставлены перед выбором, к какому из них примкнуть и, соответсвенно, какую национальность выбрать. Если лидеры татарского движения вели активную пропаганду с целью привлечения в проектируемый «татарский миллет» максимально возможное число тюркоязычных этносов (казанских мусульман, башкир, мишарей, сибирских тюрков, тептярей, ногайцев, кряшенов и др.), то башкирские лидеры ограничивали свою деятельность в границах собственного народа. В итоге – все мишари Поволжья, а вслед за ними значительная часть мишарей Южного Урала выбрали татарскую идентичность. Тем не менее, перепись 1926 г. учла в Башкирской АССР 136 тысяч мишарей. Однако,следующая перепись 1939 г. уже не зафиксировала их в качестве отдельной народа. В этом проявилась определенная тенденция в области национальной политики Советского Союза, направленная на “укрупнение” некоторых социалистических наций за счет близких им этнических групп.
На территорииРеспублики Башкортостан потомки мишарей в той или иной пропорции от общего числа жителей – часто вместе с башкирами – проживаютв следующих селениях:
- Альшеевский район (Мендяново, Нигматуллино, Нижнее и Верхнее Аврюзово);
- Аскинский район: Чишма-Уракаево, Арбашево);
- Аургазинский район (Муксин, Исмагил, Ахмер, Тимербай, Курманай, Балыклыкуль, Султанмуратово, Кебячево, Заитово, Нагадак, Тукаево, Староабсалямово и др.);
- Балтачевский район: Нижнекарышево, Богданово, Кундашлы, Тимкино, Чуртанлыкуль, Уразаево, Старо- и Новоянбаево, Рахимкулово, Чукалы, Чишма, Бигильдино, Кунтугушево);
- Благоварский район (Балышлы, Дусметово, Нов. Сынташ, Сынташтамак, Такчура, Улу-Арема, Янышево и др.);
- Буздякский район (Карамалы-Тамак, Нов. Якуп, Тюрюш-Шункай и др.);
- Бураевский район: Азяково, Алдарово, Шуняково, Муллино, Сульзибаш, Берлячево, Калмыково, Улеево, Кулаево, Сибирганово, Имай-Утарово, Ишмаметово, Утяганово;
- Давлекановский район (Имай-Карамалы, Искандарово, Бик-Карамалы, Чуюнчи и др.).
- Дуванский район: дд. Улькунды, Елантуб);
- Дюртюлинский район: Казакларово, Каишево, Каралачук, Куккуяново, Таймурзино, Уткинеево, Учпили, Юнтиряк, Мамадалево, Асяново и др.;
- Караидельский район: Абуталипово, Байкибашево, Деушево, Мрясимово, Подлубово, Татарский Урюш, Тайкаш, Турново, Явгильдино, Тегерменево и др.;
- Кармаскалинский район (Бузовьязы, Кармаскалы, Бузовьязбаш, Адзитарово, Старотимкино, Новотимкино и др.);
- Кигинский район: Еланлино, Верхние Киги, Нижние Киги, Душанбеково, Вакиярово, Кульметово, Юкаликулево;
- Кушнаренковский район: Калтаево, Кудушлибаш, Старокурмашево, Якупово, Купаево, Исланово, Субай, Муртаза, Каратяки, Ильмурзино, Тукмаклы, Казарма, Султанаево, Расмекеево, Гургуреево, Гумерово, Юмраново, Толбазы, Байталлы, Угузево, Верхнесаитово, Нижнесаитово и др.);
- Мечетлинский район: Новомуслюмово, Большая Ока и Малая Ока, Алегазово, Малокызылбаево;
- Мишкинский район: Новокарачево, Иштыбаево, Татарбаево, Мавлютово, Баш-Байбаково, Бабаево, Урьяды, Сабай, Янагушево и др.;
- Миякинский район (Байтимир, Уршакбашкарамалы, Зайпекуль, Киргиз-Мияки);
- Салаватский район: Мещегарово, Шарипово, Насибаш, Чулпан);
- Туймазинский район (Туркменево, Кальшали);
- Уфимский район (Уптино, Асаново);
- Чишминский район: Чишмы, Абраево, Арово, Бикеево, Кашкалаши, Еремеево, Калмашево, Сафарово, Салихово, Теперишево, Чувалкипово, Уразбахтино, Верхние Термы и Нижние Термы, Новая и др.);
- Чекмагушевский район (Кусекеево, Сайрышбаш, Земеево, Чекмагушево, Бикмет, Старобиккино, Старобаширово, Новобаширово, Аблаево, Ихсаново, Верхнеаташево и др.);
На самой северо-восточной оконечности исторического Башкортостана (бывшие Челябинский, Щадринский и Троицкий уезды) также имеются сёла, основанные мишарами. В Аргаяшском, Красноармейском и Кунашакском Челябинской области: Кунашак, Султаново, Татарская Караболка, Мусакаево, Усманово, Новая, Усть-Багаряк, Акчакуль, Борисовка, Муслюмово, Новое Курманово, Нугуманово, Ачликуль и др.
В Альменевском района Курганской области: Вишняково, Альменево, Тузово, Иванково, Учкуль; В Сафакулевском районе Курганской области: Сафакулево (Старо-Кантонская), Аджитарово (Азамат), Мансурово, Бахарева, Карасево (Измайлово), Сулюкли.
К обрядам и праздникам весенне-летнего цикла относится один из ярких эпизодов, связанных с весенним пробуждением, – ледоход.
Смотреть на ледоход выходили все жители. Молодёжь шла нарядной: юноши приходили с гармонистом, устраивали танцы. Как правило, по воде на льдинах пускали зажжённую солому.
Одним из ожидаемых, запоминающихся моментов весны был подворный сбор крашеных яиц. Их сбор приурочивался к Сабантую, накануне или за несколько дней до майдана. Особого названия у этого обряда не было. Жителей деревни об этом дне оповещали заранее, поэтому хозяйки красили яйца с вечера. Красили их в отваре луковой шелухи, в зависимости от концентрации которого цвет яиц варьировал от золотисто-жёлтого до тёмно-коричневого. В отваре берёзовых листьев получали различные оттенки зелёного цвета. Кроме того, пекли особые тестяные шарики или мелкие булочки, крендели, покупали конфеты. Обряд бытовал под названием «Кызыл йомырка» – праздник яйца. Считалось, что если в этот день в дом первым войдёт человек с «лёгкой ногой», то скотина будет хорошо плодиться, в доме будет благополучие, согласие. Заходящий первым заносил с собой щепки, разбрасывал их по полу, чтобы «двор не был пустым», т. е. чтобы было много живности. Заходя в дом, обязательно произносили благопожелания.
Накануне посевной было принято топить баню, чтобы выйти в поле очистившись. Сеятель обязательно надевал чистое бельё. В день сева встречному давали яйцо, чтобы посев был удачным. С пожеланием хорошего урожая сеятель вместе с зерном бросал в пашню и яйца. Пригласив всех соседей по участку, начинали трапезу, которую завершали следующими пожеланиями: пусть будут благодатные дожди, пусть будет мирным год, пусть в уборочную будут погожие дни, пусть зёрна будут крупными, как яйца. Во время роста хлебов перед колошением зерновых с пожеланиями плодородия земле, хорошего приплода скоту, мира, благополучия в целом проводили общественное жертвоприношение. У мишарей, как правило, бытовало жертвоприношение овец, количество которых зависело от собранных у населения денег. Повсеместно жертвоприношение совершалось практически одинаково. Мужчины резали жертвенное животное и готовили в больших котлах густой суп: в бульон опускали собранные подворно крупы (пшено, полбу, гречиху), картофель. Женщины, как правило, допускались лишь к обработке кишок. В назначенное время на место жертвоприношения собирались все жители аула.
В осенне-зимних общественных обрядах и праздниках особое место занимали помочи, устраиваемые для быстрого проведения трудоёмких работ в хозяйстве, в том числе молодёжные. Среди молодёжи наиболее ожидаемыми были помочи по обработке заколотых гусей – гусиные помочи. Проводили их почти в каждом доме поздней осенью. Процесс труда был праздником, так как давал возможность продемонстрировать умение, сноровку более опытным в этой работе девушкам, получавшим соответствующую оценку хозяек, пожилых женщин. Гусиные помочи становились местом активного общения. Иногда девушки заранее договаривались с хозяйкой, чтобы она не обошла их приглашением. Девушки собирались с утра. Работа спорилась под разговоры, шутки, смех, любимые песни. Затем обработанных гусей несли на коромыслах на родник, чтобы промыть их в ключевой воде. Девушек сопровождали юноши с гармонистом. Ко времени возвращения работниц хозяйка готовила оладьи на гусином жиру (каз коймагы) и устраивала чаепитие, после которого все расходились по домам. А вечером их снова собирали в этом доме на угощение. Сюда приглашали и девушек, гостивших в деревне. Говорили: «И на пять гусей собирали десять-пятнадцать девушек». Вечерние посиделки сопровождались исполнением песен, завершались играми.
Традиционная свадьба не проходит без мусульманского обряда никах. Этот обычай проводится дома или в мечети в присутствии муллы. Традиционный праздничный стол составляют исключительно национальные блюда: майаш, бялиш, кырт, корт, катык, перемячи. Жених надевает тюбетейку, невеста длинное платье с закрытыми рукавами, на голове обязателен платок.
Правда, сейчас невеста уже не лепит кияу пельмэне. Это маленькие пельмешки для жениха и его семьи, которые по традиции после никаха невестка сама лепила вручную, и то, насколько маленькими получались пельмени, показывало, насколько заботливой хозяйкой она будет. Каждая пельмешка должна была пройти через обручальное кольцо.
После свадьбы, когда невеста в первый раз приезжает в дом жениха, свекровь кладет под ее ноги подушку, чтобы невеста была такой же нежной и мягкой по отношению к новой семье и ходила по дому мягко, как будто ходит по подушке. С помощью этого обряда мама жениха хочет сохранить тишину и покой в доме. После этого свекровь также дает молодой невестке съесть полную ложку меда, чтобы ее речи были такими же сладкими как мед.
Обряд наречения имени новорожденному проводится с приглашением муллы и почетных старцев, родственников и соседей. Для гостей накрывается стол «аш» и готовятся исключительно традиционные блюда.
Майаш (от «май ашы») - мишарское блюдо, приготовленное на животном жире в печи, иногда заливают горячим медом. С давних времен его готовили на праздники, в особенности к свадебному столу. По традиции, жениху на стол его ставила невеста со своими родителями. Мишарский майаш по размеру меньше бауырсака, но больше чак-чака. Обычно круглой формы.
Для приготовления майаша берутся замороженные яйца и замешивается мягкое тесто. Разделив тесто на несколько частей, раскатывают их на заготовки шириной 1,5 см и длиной 20 см и нарезают эти кусочки на небольшие куски. Затем их обкатывают в сите, пока не примут округлую форму. Положив круглые кусочки теста на сковороду, заливает их растопленным говяжьим жиром, и ставит в печь. Блюдо считается исключительным, так как майаш приготовленный на животном жире отличается от похожих блюд тем, что он не впитывает в себя жир и получается сухим. Майаш является любимым лакомством пожилых людей, которые кладут его для размягчения в горячий чай во время долгих застолий. При этом в чае не образуются жировые разводы. Еще одной особенностью майаша является долгое хранение продукта, не требующее особых условий.
Балан катыгы - готовится из калины, муки и сахара. Получается густым, как кисель. Уникальный напиток мишар.
Чимай — масло из скисшего молока.
Бал-май — блюдо из топленого масла смешанного с мёдом.
Элбә — халва на основе муки.
Сыванаш — мясной суп заправленный большим количеством зелени.
Чигелдек — печенье, напоминающее конфеты-подушечки. Им угощают детей на календарном обряде Чипчип и осыпают новобрачных во время свадьбы.
Чәк-чәк — блюдо из сдобных коротких палочек теста жареных в масле и залитых мёдом.
В мишарских деревнях среди подрастающего поколения были широко распространены игры подвижного характера. Без них не обходился ни один народный праздник. Дети и подростки состязались в силе, ловкости, быстроте, меткости. Многие народные игры проводились на улице, на свежем воздухе. Это способствовало тому, чтобы дети росли сильными и здоровыми, умели быстро бегать, стали крепкими и выносливыми. Между ребятишками часто устраивали соревнования – кто быстрее добежит, дальше и выше прыгнет, попадет издалека в мишень и т.д.
Мишарские народные игры часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший неповторимый игровой фольклор. Здесь так же есть совпадения с башкирскими и татарскими национальными играми
В мишарских деревнях дети играли в такие игры, как:
«Йөзек салу» (Колечко), «Бармак» (Палец), «Яулык бәйләше» (Завязывание платков), «Шар сугу» (игра с мячом), «Чыпчык, чык», (Воробушек), «Самавыр» (Самовар) и другие.
Молодежь собиралась на «Аулак» - молодежные посиделки. Обычно их устраивали в доме, где в этот вечер взрослые уезжали на ярмарку или в гости, а дома оставались только дети и молодежь на выданье. Все приходили нарядные и приносили угощение к общему столу, а девушки брали с собой какое-нибудь рукоделие. За песнями и разговорами засиживались до поздней ночи. Аулак не обходился без игр. Особенно популярна была игра «Йозек салу» («Колечко»). Правила игры были несложными: все участники садились в ряд со сложенными, как для приветствия, ладонями. Выбирали двух ведущих, один из них обходил каждого участника и, прикасаясь к их рукам, старался незаметно вложить в них колечко. Иногда он делал обманный маневр, задерживаясь возле кого-то, чтобы отвлечь внимание второго ведущего, которому полагалось сказать, у кого находится колечко. Если он угадывал, обладателю украшения полагалось исполнить шутливый «приказ» - спеть, станцевать, что-то изобразить.
В старину в народную игру «Аҡ тирәк, күк тирәк” - «Белый тополь, синий тополь» играли и молодежь, и дети. Участники использовали различные прибаутки, но перекличка участников и правила игры всегда оставались неизменными. Дети стоят в две шеренги по краю площадки напротив друг друга. Первая команда хором спрашивает:
-Белый тополь, синий тополь,
Кого выбираете из нас?
Вторая команда называет имя одного из игроков противоположной команды:
- Нам нужен ...!
Выбранный ребенок бежит навстречу шеренге соперников, стоящих сомкнув крепко руки, и старается разорвать «цепь» соперника. Если он разорвет «цепь», то забирает играющего из команды соперников в свою команду, если нет, то остается в этой команде. Та команда, в которой оказывается больше всего игроков, выигрывает.
Молодежь собиралась на “аулак” - молодежные посиделки. Обычно их устраивали в доме, где в этот вечер взрослые уезжали на ярмарку или в гости, а дома оставались только дети и молодежь на выданье. Все приходили нарядные и приносили угощение к общему столу, а девушки брали с собой какое-нибудь рукоделие. За песнями и разговорами засиживались до поздней ночи. Аулак не обходился без игр. Особенно популярна была игра «Йозек салу» («Колечко»). Правила игры были несложными: все участники садились в ряд со сложенными, как для приветствия, ладонями. Выбирали двух ведущих, один из них обходил каждого участника и, прикасаясь к их рукам, старался незаметно вложить в них колечко. Иногда он делал обманный маневр, задерживаясь возле кого-то, чтобы отвлечь внимание второго ведущего, которому полагалось сказать, у кого находится колечко. Если он угадывал, обладателю украшения полагалось исполнить шутливый «приказ» - спеть, станцевать, что-то изобразить.
Одежда мишарей очень своеобразна и отличает их от других народов Она дает ценный материал для изучения истории мишарей. До середины XIX века основным материалом для пошива одежды были холст или пестрядь (алача) собственного изготовления; в качестве тяжелой ткани использовали сукно (тула) серого и темного цветов. Фабричные ткани использовались ограничено (для нашивок). Позже выбор ткани зависел от имущественного состояния (от ситца и сатина до шелка и шерсти). Для пошива и отделки зимней одежды использовались овчина, мех лисицы и выдры. При отделке одежды использовались разноцветные ленты, тесемки, шнуры, позумент. Обувь изготавливалась из кожи домашней выделки, овечьей шерсти и лыка.
Неотъемлемой частью костюма мишарок является – күкрәкчә, представляющий собой кусок ткани (25Х40 см), который одевался под кулмәк и прицеплялся на шее с помощью лямки, прикрывал грудь женщины. Украшение күкрәкча разнообразно (вышитые золотом в технике тамбура, отделанные шелковыми нитками), но с соблюдением основного мотива рисунка – «вихревая розетка». У сергачинской группы мишарей так же встречается күкрәкчә с пришитыми разноцветными треугольниками. Считается, что күкрәкчә является местопребыванием духов и неким амулетом.
Традиционное поселение — большая деревня. Крупные селения имеют квартальный тип застройки. Строения в основном кирпичные (реже срубы), трёхкамерного типа.
Во внутренней планировке до XIX века преобладали печи с подвесным и вмазанным котлом. Рядом с печью устраивали широкие нары (тур), а вдоль стен — узкие лавки (янурдык). Дальний конец избы также имел лавку и назывался «путмар». Впоследствии распространение получили «белые печи», что привело к исчезновению нар(тур) и появлению деревянных кроватей (коник). В результате планировка жилища сблизилась с русской. Одна из частей двух-трёхкамерных домов выполняла функцию чистой избы.
Отличительными особенностями жилищ мишарей от жилищ других народов были матерчатые декоративные украшения — чебелдек, чаршау (занавеси около спальных мест), развешанные в простенках между окнами узорчатые полотенца — кашага.
Фольклор:
В мишарских сказках самым древним персонажем является Койгорыш (птица счастья) А так же героями сказок являются все звери Среднего Поволжья. Это чаще всего волк, лиса, медведь, заяц. Значительное место в народном творчестве мишарей занимают частушки (такмаки).
Мишари тесно проживают по соседству с башкирами и татарами. Поэтому и национальные праздники у них такие же как и у башкир и татар. Праздник плуга «Сабантуй», «Праздник урожая», «Боз карау» (Праздник ухода льда) и другие.