Ру́сские — восточнославянский народ, самый многочисленный европейский народ России. Есть крупные диаспоры на Украине, в Казахстане, США, Белоруссии и ряде других стран. Культура русского народа имеет давние традиции и является фундаментом современной культуры всей России. Национальный язык — русский. Подавляющее большинство русских исповедуют православие.
Язык
Этноним русский является производным от названия народа Русь и одноимённой территории. Русские разделяют многие исторические и культурные черты с другими европейскими народами, особенно с другими восточнославянскими народами — белорусами и украинцами. История русских тесно взаимосвязана с историей множества других народов, что способствовало распространению русского языка и русской культуры. Русский язык является официальным в России, Белоруссии, Казахстане, Киргизии, Таджикистане. Также он распространён в других государствах, образовавшихся после распада Советского Союза.
Русский язык относится к восточной группе славянской ветви языков индоевропейской семьи. Основу письменности составляет кириллица. Русский — один из 6 официальных языков ООН. По распространению в мире он стоит на 5 месте. В странах бывшего СССР подавляющее количество жителей владеет русским и использует его как основной. Выделяется 2 диалектные группы: северная и южная, которые подразделяются на различные говоры, присущие тому или иному региону.
Расселение по Республике Башкортостан
Русское сельское население составляет (36 %) и расселено по территории республики неравномерно. Более компактно оно представлено в центральном, северо-восточном и южном регионах республики. В Архангельском, Иглинском, Бирском, Уфимском и Благовещенском районах центрального подрайона РБ доля русских в их населении составляет от 40 до 65 %. В Бураевском, Балтачевском и Чекмагушевском районах доля русских приходится около 2 % населения. Для свободы общения русские изучают языки других народов, населяющих республику. По данным переписи населения 2002 году 14,8 тыс. русских республики указали, что владеют башкирским и 21,5 тыс. — татарским языком.
История расселения русских на территории Башкирии.
Заселение Башкирии русскими началось главным образом с XVII в., хотя первые русские люди появились в крае уже в XVI в., после присоединения его к Русскому государству. В 1574 г. царь Иоанн Васильевич Грозный "для защиты их (башкир) от набегов соседственных хищных народов построил внутри Башкирии крепость на берегу р. Белой и поместил в ней охранительную стражу". Стрельцы, заложившие крепость-город Уфу, и были первыми русскими людьми на башкирской земле. По распоряжению царского правительства начали появляться и другие укрепленные поселения: в 1645 году - Мензелинск, в 1663 г.- Бирск. Примерно в это же время была построена Закамская линия укреплений. Начинается планомерное заселение русскими обширных районов вновь присоединенного края. Переселение русских в край шло в результате не только правительственной колонизации, но и за счет беглого крепостного и тяглового населения. Северо-западная Башкирия заселялась дворцовыми крестьянами Казанского уезда и Кунгурского края. К середине XVII в. здесь возникли села Челны, Латкинское ("Масленный мыс тож") и Большие Шилны, деревни Орловка, Нижние Куваты, Мазино и др.
Рыбная ловля по рекам Кама, Ик, Мензеля, Белая (нижнее течение) и прилегавшие к ним земельные угодья отдавались "на оброк из казны" Савво-Сторожсвскому (с 1654 г.), Богородскому и Костромскому, Богоявленскому (с 1657 г.) монастырям. На пожалованных монастырям землях (в 1651 г. башкирские угодья были пожалованы уфимскому Успенскому мужскому монастырю; на вотчинных землях башкир выросли Далматов и Рафаилов монастыри) образовались Монастырские Дуванен и Вознесенское ("Чесноковка тож"), деревня Елтемир (на реке Челны) и др., которые, безусловно, были местами сосредоточения русского населения. Восточная (Зауральская) Башкирия заселялась крестьянами из Кунгурского края и Западной Сибири.
В конце XVII в. в основанных русскими Катайском и Колчеданском острогах, Арамильской, Окуневской, Белоярской, Чюмляцкой, Камышловской, Новопесчанской и Багаряцкой слободах насчитывалось более 1,4 тыс. дворов с населением в 4,6 тыс. душ мужского пола. Переселенцы причислялись к одному из разрядов крестьян: оброчных, дворцовых, монастырских, черносошных (государственных). Юг Башкирии с конца XVII в. начал заселяться выходцами из яицких казаков. Несколько позже на юго-восточной, юго-западной границах появилось несколько десятков крепостей и городов, населенных военно-служилым людом и составивших Оренбургскую укрепленную линию. Тогда же образовалось Оренбургское казачье войско, численность которого к концу XVIII в. достигла более 21 тыс. душ мужского пола.
Приток русского населения особенно возрастает с XVIII в. в связи со строительством заводов: Воскресенского (1736 г.), Преображенского (1750 г.), Кананикольского (1751 г.), Богоявленского (1752 г.), Архангельского (1753 г.), Верхне-Авзянопетровского (1755 г.), Благовещенского, Нижне-Авзянопетровского (1756 г.), Нижне-Троицкого (1760г.), Белорецкого (1762 г.), Узянского (1777г.) и др. Только за 1747-1795 гг., между второй и пятой ревизиями, из Воронежской, Казанской, Нижегородской, Пензенской, Симбирской, Пермской губерний переселилось более 94 тыс. мужского пола крестьян, в том числе 30 тыс. русских, 20 тыс. - татар, 19 тыс. - мордвы, 18,5 тыс. - чувашей и более 7 тыс. душ мужского пола - "крещеные иноверцы".
В прошлом столетии переселение в Башкирию усилилось. К началу нашего столетия русские стали самым многочисленным народом в Башкирии.
Русские преобладают в старых городах - Уфе, Бирске, Белебее, Стерлитамаке. В относительно новых городах их доля значительно ниже (Баймак, Учалы, Сибай и др.).
Религия
Русские являются православными христианами. По официальной версии, крещение Руси произошло в 10 веке князем Владимиром. Он принял такое решение, задумав жениться на дочери императора Византии (с целью ее завоевания). Принятие православной веры было обязательным условием для женитьбы на христианке. Дохристианскими религиозными верованиями являются языческие — вера в духов, мифологических существ. Они сохранились в старославянских праздниках, приметах, гаданиях.
Численность
По данным итогов Всероссийской переписи населения 2010 года, на территории Российской Федерации самыми многочисленными народностями являются русские (36 процентов): 111 016 896 (перепись 2010)
В Республике Башкортостан русских проживает 1 432 906 человек.
Численность населения по годам. |
|||||
1970 |
1979 |
1989 |
2002 |
2010 |
2019 |
52 815 |
55 029 |
52 712 |
56 351 |
67 067 |
95 353 |
русские — 45,2 %,
татары — 33,9 %,
башкиры — 14 %,
чуваши — 2 %,
украинцы — 1,2 %,
лица других национальностей — 1,6 %
Обряды в России гармонично соединяют в себе прошлое и настоящее. Некоторые традиции имеют корни в язычестве, зародившись до крещения Руси. Конечно, со временем их сакральный смысл терялся, но основные элементы ритуалов дошли и до наших дней.
Более всего старинные традиции чтят в маленьких деревушках и сельских поселениях, поскольку горожане ведут немного обособленный образ жизни. Большое количество обрядов тесно связано с семьей. Их проведение считалось залогом успешного брака, здоровья детей и благополучия.
У славян в древние времена в семье было большое количество человек (до двадцати). Повзрослев, лети вступали в брак, но оставались жить в родительском доме. Главой семейства считался отец или старший сын. Их должны были слушаться и беспрекословно выполнять любые приказы.
Традиции, затрагивающие процесс бракосочетания, зародились еще во времена язычества. Свадьба между племенами или внутри них сопровождалась поклонением идолам, тематическими песнями и плясками. Единый обряд проведения торжества появился, когда на Руси приняли христианство.
Бракосочетание проводили в осенний период, собрав урожай либо зимой после Крещение (19 января). Самым удачным временем для церемонии считалась первая неделя по завершении Пасхи. Свадебный обряд состоял из нескольких этапов, которым уделялось огромное внимание.
Перед бракосочетанием проводили сватовство, к родителям девушки прибывали отец и мать жениха. Если обе стороны согласны на объединение семей, то переходили к смотринам. На них будущие супруги впервые знакомились. Затем следовал обряд сговора и рукобития. Их проводили, чтобы решить вопросы относительно приданого и даты венчания.
Русская семья с древних времен чтит традиции своего народа. Ранее в ней четко прослеживалась патриархальная структура, то есть во главе стоял мужчина и спорить с его мнением было строго запрещено. К девятнадцатому веку семейные устои стали носить традиционный характер. В наши дни российская семья старается придерживаться привычных обычаев, но делает это умеренно.
Прием гостей на Руси всегда был радостным событием. Странника, уставшего после долгого пути, потчевали разными блюдами. Специально для него затапливали баньку, мыли и давали корм коню, на котором прибыл гость. Также путнику предлагали чистые вещи и искренне интересовались, куда он направляется и тяжела ли дорога.
В подобном поведении в полной мере проявляется щедрость русской души и их сострадание.
Самое знаменитое мучное изделие на Руси. Его пекли на любые праздники, готовку доверяли только замужним дамам. Ставить на стол каравай должен был парень. Выпечка символизировала благополучие, финансовой состоятельности.
Мучное изделие декорировали разными фигурками из теста и запекали в духовой печи. Каравай отличается насыщенным вкусом, красивым внешним видом и по достоинству считается шедевром кулинарного искусства.
Отдельную роль выпечка играет при праздновании свадьбы. После венчания молодожены едут в дом жениха, где их встречают с солью и хлебом. Кто из пары отломит больший кусок от каравая, тот и будет главой семьи.
К традициям, касающихся «мыльни», наши предки относились с особой любовью. Посещение бани на Руси – это непросто гигиеническая процедура, а целый ритуал. Люди шли в «мовню» не искупаться, а духовно почиститься.
Баню обязательно посещали перед любым важным мероприятием. Процесс мытья мог затянуться на несколько часов, ведь торопиться в этом деле не принято. Важно посещать «мовню» в хорошем настроении и желательно с друзьями.
Еще одна традиция – поливаться холодной водой после посещения жаркой парилки.
На Руси знаменитый напиток появился только в семнадцатом веке. Но практически мгновенно чай завоевал сердца славян и с ним связано огромное количество традиций. Обязательным атрибутами проведения чаепития считается до блеска начищенный самовар и красиво оформленный стол.
В праздничные дни для населения на Руси открывались ярмарки, предназначенные для проведения народных гуляний. Там можно было найти, все что душе угодно. Посетителям предлагали вкусные пряники, расписные изделия для дома, куклы ручного изготовления.
В плане развлечений ярмарка также поражала разнообразием: забавные скоморохи, многочисленные игры, веселые конкурсы, карусели, танцы. Для населения выступал народный театр, где роль главного героя отводилась озорному Петрушке.
Ритуал крещения существует в нашей стране очень давно. Малышей требовалось «осветить» сразу после рождения. Для проведения процедуры выбирали кумовьев. Это очень важная роль, ведь крестные родители несут ответственность за ребенка на протяжении всей жизни.
Младенца относили в храм, где батюшка окроплял его святой водой. На шею грудничку надевали нательный крестик. Основное предназначение обряда – защитить от воздействия нечистой силы. Считалось, что после крещения у малыша появляется собственный ангел-хранитель.
В год ребенка усаживали на тулуп из овечьей шкуры и на темечке выстригали распятие. Это был еще один защитный ритуал, чтобы злые духи не проникли в голову младенцу и не обрели власть над его разумом.
Подросший ребенок каждый год 6 января на Сочельник должен приносить крестным кутью (пшеничная каша, сдобренная мёдом и маком). А те, в свою очередь, дают ему сладости.
После проведения похорон близкие родственники и друзья усопшего отправляются в его дом, чтобы почтить память. В наши дни для проведения поминок обычно арендуют специальный зал.
Русская кухня очень многогранна и разнообразна. Она складывалась на протяжении многих веков, обогащались за счёт заимствований из кулинарных традиций других народов.
До XIV века русская кухня была простой и не слишком разнообразной. Горячие блюда чаще всего готовили в печи. Поэтому в русской кухне распространены такие способы обработки продуктов, как запекание, тушение, томление, выпаривание. Жарка в те времена почти не встречалась. Мясо готовили нечасто: около 200 дней в году, включая все среды и пятницы, были постными. Ограничения в пище бывали разными: иногда запрещалось не только есть мясные, рыбные и молочные блюда, но и готовить на растительном масле. В первый день Великого поста и в Страстную пятницу перед Пасхой верующие старались обходиться совсем без еды. На некоторые церковные праздники даже во время поста разрешалось есть рыбу. Ее варили, запекали, фаршировали, сушили или вялили.
Хлеб чаще всего пекли ржаной, иногда готовили ячменные лепешки. Пшеничная мука появилась в центральной России примерно в XVII столетии, но и тогда ее чаще использовали для сдобной выпечки — калачей, бубликов, баранок. Мука шла не только в тесто, но и в другие блюда: из овсяной, разведенной водой или молоком, делали толокно, а из ржаной или гороховой варили густые кисели.
Основой среднерусской кухни служили, как в известной поговорке, «щи да каша». Традиционным являлось разнообразие супов, среди которых наиболее известными являются щи, борщ, рассольник, солянка, уха и окрошка.
Каши тоже были повседневным блюдом. Их варили из гороха, гречневой, пшеничной или ячменной крупы. Подавали как отдельно, так и с мясом, рыбой, овощами, грибами. Вместо десерта на столе часто оказывалась каша с молоком и лесными ягодами.
Овощи, грибы и ягоды составляли значительную часть среднерусской кухни. Их ели свежими и заготавливали на зиму разными способами. Пока в XVIII веке не появился картофель, главным овощем на среднерусском столе была репа. Ее ели сырой, варили и запекали в печи, сушили или квасили на зиму вместе с капустой. Ботву этого корнеплода добавляли в супы.
Сладостей в центральной России было немного. Десертами чаще всего служили свежие лесные ягоды, печеные яблоки с медом или пряники.
Летом из напитков предпочитали холодный квас, зимой готовили согревающий сбитень из меда, воды и пряностей.
Блины, один из символов русской кухни. Традиционные русские блины готовятся на дрожжевом тесте, иногда завариваются в воде или молоке (заварные блины) перед выпечкой в традиционной русской печи. Раньше для их приготовления часто использовалась гречневая мука. Блины на пресном (бездрожжевом) тесте в дореволюционной литературе назывались блинцами, блинчиками или молочными блинами, и не были распространенным или обрядовым блюдом. Некоторые исследователи русской кухни считают тонкие блинчики из пресного теста поздним, заимствованным блюдом.
Пироги считались у русских людей праздничным блюдом и были непременным атрибутом любого праздничного стола.
На Руси пирог считался символом домовитости.
Это игра известна издревле, однако, ее правила знают сейчас очень немногие. Смысл заключается в том, что берется от 60 до 100 палочек длиной 10 см. Их кладут в мешок, а затем высыпают на ровную поверхность. Палочки, высыпаясь, ложатся беспорядочно и задача игры заключается в том, что каждый по очереди убирает по одной бирюльке, стараясь не потревожить те, которые находятся рядом. Побеждает тот, у кого, после разбора всей кучи, насчитывается больше всего собранных «трофеев». Чтобы сделать игру еще интереснее, можно палочки сделать в виде лопатки, копья или ложки. За такие бирюльки начисляется большее количество очков.
Эта игра отличается большой динамичностью и рассчитана не столько на ловкость ее участников, сколько на их везение. Правила «Золотых ворот» следующие: два игрока становятся напротив друг друга и соединяют руки таким образом, чтобы получились ворота. Остальные участники берутся за руки и по очереди проходят через них. Игроки, составляющие ворота при этом напевают:
Золотые ворота
Пропускают не всегда!
Первый раз прощается,
Второй раз запрещается,
А на третий раз
Не пропустим вас!
После того, как заканчивается песня они опускают руку, и те игроки, которые попались также становятся воротами. Таким образом, постепенно уменьшается цепочка участников. Игра заканчивается в тот момент, когда все становятся «воротами».
Играющие выстраиваются парами друг за другом – в колонку. Дети берутся за руки и поднимают их вверх, образуя «ворота». Последняя пара проходит «под воротами» и становится впереди, за ней идет следующая пара. «Говорящий» становится впереди, шагов на 5-6 от первой пары, спиной к ним. Все участники поют или приговаривают:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло!
Глянь на небо,
Птички летят,
Колокольчики звенят:
-Динь-дон, динь-дон,
Выбегай скорее вон!
По окончании песенки двое ребят, оказавшись впереди, разбегаются в разные стороны, остальные хором кричат:
Раз, два, не воронь,
А беги, как огонь!
«Горящий» старается догнать бегущих. Если игрокам удается взять друг друга за руки, прежде чем одного из них поймает «горящий», то они встают впереди колонны, а «горящий» опять ловит, т.е. «горит». А если «горящий» поймает одного из бегающих, то он встает с ним, а водит игрок, оставшийся без пары.
Участники становятся парами, взявшись за руки. Руки надо поднять кверху таким образом, чтобы получился «домик». Пары становятся друг за другом, постепенно передвигаясь вперед. Формируется что-то вроде «ручейка», который постоянно течет.
Один человек заходит в начало этого ручейка, проходит под поднятыми руками игроков и выхватывает из основной массы одного из игроков за руку, уводя его с собой в конец ручейка, вставая последним его звеном. На освободившееся место встает следующая пара игроков, а освободившийся игрок идет в начало ручейка и проделывает то же самое – идет под руками игроков, выхватывая из ручейка понравившегося человека за руку и уводя его в самый конец ручейка.
Варианты:
В зависимости от размеров игровой площадки играющие пары идут ровным уверенным шагом прямо или по кругу. По сигналу (хлопок в ладоши, свисток) первая пара, пригнувшись, входит в «коридор» из рук.
Две шеренги детей, взявшись за руки, становятся друг против друга на расстоянии 15 – 20 м. Одна шеренга детей кричит:
- Цепи, цепи, разбейте нас!
Кем из нас? – отвечает другая.
- Стёпой! - отвечает первая.
Ребёнок, чьё имя назвали, разбегается и старается разбить вторую шеренгу (целится в сцепленные руки). Если разбивает, то уводит в свою шеренгу ту пару участников, которую он разбил. Если не разбивает, то встаёт в шеренгу, которую не смог разбить. Выигрывает та команда, где оказывается больше игроков.
Дети расходятся по площадке, останавливаются и закрывают глаза. Руки у всех за спиной. Водящий незаметно для других кладет одному из них в руку какой-нибудь предмет. На слова «Раз, два, три, смотри!» дети открывают глаза. Тот, которому достался предмет, поднимает руки вверх и говорит «Я — салка». Участники игры, прыгая на одной ноге, убегают от салки. Тот, кого он коснулся рукой, идет водить. Он берет предмет, поднимает его вверх, быстро говорит слова: «Я — салка!»
Игра повторяется.
Правила игры:
1. Если играющий устал, он может прыгать поочередно то на одной, то на другой ноге.
2. Когда меняются салки, играющим разрешается вставать на обе ноги.
3. Салка тоже должен прыгать на одной ноге.
Чтобы победить в этой игре нужно обладать хорошей реакцией и скоростью. Смысл этой забавы в том, что участники образуют круг, в центре которого стоит «вода» с веревкой и вращает ее по полу вокруг своей оси. Задача участников — подпрыгивать над веревкой. Тот игрой, который зацепится за нее, выбывает из игры.
Эта забава прекрасно подходит для тех, кто любит играть в догонялки. Ее смысл заключается в том, что в центре площадки обозначается место, которое будет называться горячим. «Вода» должен стараться поймать участников, стремящихся попасть в это место. Тот, кого ловят, помогает «воде». Если игроку удается достигнуть «горячего места», он может там отдыхать сколько пожелает, однако, выйдя за его пределы, вновь должен будет убегать от «воды». Игра длится до тех пора, пока не поймают всех игроков.
Древнерусским костюмом считается национальная одежда населения Руси домонгольского нашествия и Московской Руси, до прихода Петра I к власти.
Одежду шили в основном из льна, хлопка, шерсти и сама по себе она имела простой покрой и длинный, закрытый фасон. Зато те, кто мог себе это позволить, всячески украшали скромный наряд нескромными декоративными элементами: жемчужинами бусами, шелковой вышивкой, вышивкой золотой или серебряной нитью, меховой отделкой. Национальный костюм отличался и яркой расцветкой (багряный, червлёный, лазоревый, зелёный оттенки).
Костюм эпохи Московской Руси с XV по XVII века сохранил характерные особенности, но претерпел некоторые изменения в сторону более замысловатого покроя. Появились распашные и приталенные одежды. Кроме льна использовались суконные, шелковые, бархатные материалы.
На рубеже XVII – XVIII веков Петр I издал указы, запрещающие всем, кроме крестьян и священников, одеваться в национальные костюмы, что сыграло отрицательную роль в их развитии. XIX век вернул спрос на национальный костюм, в чём свою роль сыграл возрастающий из-за Отечественной войны патриотизм. Сарафаны и кокошники вернулись в обиход знатных барышень.
Несмотря на то, что можно выделить определённый традиционный комплект одежды, из-за большой территории страны национальный костюм принимал характерные черты в тех или иных регионах. Северорусский комплект является сарафанным, а чуть более древний южнорусский – понёвным. В центральной России костюм был больше схож с северным, однако встречались черты южных регионов.
Сарафаны были распашные и глухие, имели трапециевидный фасон, шились из одного или нескольких полотен. Более простыми сарафанами являются изделия на лямках, прямого покроя. Иногда поверх сарафана надевали душегрею.
Несмотря на большие различия в регионах и даже губерниях, можно выделить общие характерные черты национальной русской одежды: многослойность, расклёшенный силуэт, яркие цвета, богатая отделка.
Многосоставность наряда была свойственна во всех слоях населения. В то время как у рабочего народа костюм мог состоять из семи элементов, у богатых дворян уже из двадцати. Одна одёжка одевалась поверх другой, будь то распашная, глухая, накидная, на застёжках и завязках. Национальному наряду практически не свойственен приталенный силуэт, наоборот, в почёте свободные, трапециевидные фасоны, а длина в большинстве случаев в пол.
Издавна у русского народа существовала страсть к ярким цветам, несущим радость. Самые распространённые – красный, синий, золотой, белый, голубой, розовый, малиновый, зелёный, серый. Но кроме них в каждой губернии были свои предпочтения в оттенках, коих было великое множество: брусничный, васильковый, дымчатый, крапивный, лимонный, маковый, сахарный, тёмно-гвоздичный, шафранный, – и это лишь немногие из них. А вот чёрный цвет использовался лишь в элементах некоторых регионов, а затем долгое время ассоциировался исключительно с траурным нарядом.
Вышивка издревле имела сакральное значение для русского национального костюма. В первую очередь она всегда выступала не украшением, а оберегом, защитой от злых духов.
Исконный русский узор предполагает геометрические строгие формы, почти полное отсутствие скругленных элементов, что обуславливалось техникой вышивки. Самые распространённые мотивы и конкретные символы: солнце, цветы и растения, животные (птицы, кони, олени), женские фигурки, избушки, фигуры (ромбы, скошенный крест, ёлочка, розетки, восьмиугольные звёзды).
Зимний народный костюм представляет собой уйму тяжёлой одежды. Кроме тёплого шерстяного сарафана частью наряда для холодного времени года являются короткая распашная шубейка, опашень, душегрея, телогреи, шубы, шерстяные чулки, тёплые головные уборы и шали. В более богатых вариантах присутствует натуральный мех.
Русская традиционная одежда – одна из интереснейших коллекций Дома-музея 25-ой Чапаевской стрелковой дивизии села Красный Яр. Разнообразные виды народного костюма представлены в ней как отдельными предметами, так и полными комплексами. В прекрасной сохранности находится здесь праздничная и будничная одежда крестьян Красного Яра и близлежащих деревень конца XIX – первой половины XX столетия.
Одежду в то время шили как (по традиции) из домотканых, так и из фабричных материалов, и по-прежнему использовалась ручная работа. Многие женщины сами пряли, ткали и шили для своей семьи. В конце XIX века традиционный женский костюм ещё состоял из сарафана, рубахи, фартука и головного убора. Но XX век привнёс в народную одежду вместе с фабричными тканями и формы городского костюма - юбки и кофты, которые стали носить жительницы Красного Яра.
Описание русских костюмов с.Красный Яр Уфимского района.
№ п/п
|
Наименование |
Описание |
1. |
Рубаха |
Длинная рубаха, составная, сшита из двух частей, выполненных из разной ткани: верхняя часть- из ситца (покупного), а нижняя часть – из более плотной домотканины. Рубаха имеет свободный прямой покрой с длинным рукавом, с прямым поликом, соединяющий полочку и спинку по линии плеча. Крой рукава- «по- топорному». Он состоит из одного скошенного к запястью полотнища, имеющего в верхней части прямоугольный выступ, и одного клиновидного куска ткани меньшей длины с разрезом для вшивания ромбовидной вставки - ластовицы, обеспечивающий большую свободу движений. Горловина собрана в мелкие складочки, обработана нешироким руликом, с застёжкой на пуговицу. Рубаха сшита на руках тонким бельевым швом. |
2. |
Сарафан |
Сшиты из нескольких прямых полотнищ набивной ткани (сатина или плотного ситца), собранных по вверху в мелкие складочки, застроченные на 3-5 см от края спереди и на 10- 20 см сзади под узкую обшивку (кант). Сарафаны на длинных лямках, с застёжкой впереди на пуговицу. По низу сарафана пришиты на расстоянии друг от друга узкие полоски - это единственное украшение. Низ и верх сарафанов отделаны контрастным кантом, подолы укреплены с изнанки более плотным материалам, чтобы сберечь основную ткань.
|
3. |
Фартук (передник, занавеска) |
Прямоугольная форма, без грудки, на поясе присборены, завязываются сзади на талии. Тонкая однотонная ткань, по низу пришито фестончатое кружево, а чуть выше подола - неширокая прошва с узором. По длине фартук несколько короче сарафана, чтоб виден был его декорированный край. |
4. |
Кофта |
Ткани ярких расцветок - сатин, атлас, ситец, свободный крой, с воротником- стойкой и застёжкой, которая располагается на воротнике, по плечу и на всей длине в левом боковом шве, с рукавом, зауженным внизу, с защипами. Украшаются кофты кружевом, атласной лентой, треугольными ставками, имитацией большого воротника. Все кофты с изнаночной стороны в верхней укреплены подкладкой (подоплекой). |
5. |
Юбка |
По крою юбка длинная, широкая, из 3- х полотнищ, собранные в мелкую складочку по верху под неширокий пояс. Низ украшен оборкой или полосой ткани, скроенной по косой. Юбки на холодное время года шили из плотной фабричной шерсти, часто фактурной, более лёгкие – из сатина и ситца. |
6. |
Головной убор
|
Платок и шаль. Хлопчатобумажные барановские платки, и большие шерстяные тёплые шали, украшенные вышивкой гладью в тон ткани. |
Быт русского крестьянства был основан главным образом на традициях — неписанных правилах, которые затрагивали практически все аспекты жизни, в том числе и убранство дома. Деревенская изба представляла собой целый комплекс различных хозяйственных и жилых построек. Основным материалом служили деревянные бревна, основным строительным инструментом — топор. Такие дома принято называть «рубленными». Крыша изготавливалась из соломы, досок или дранки. Избу окружали различные хозяйственные постройки — птичники, загоны для скота, сараи, амбары. Чем зажиточнее и состоятельнее был человек, тем добротнее было у него жилище.
Изба была самым главным хранителем семейных традиций для русского человека, здесь проживала большая семья и воспитывались дети. Слово «изба» произошло от слова «истопить». Истопка – это отапливаемая часть дома, отсюда и слово «истьба».
Традиционная изба русского крестьянина обычно состояла из одной комнаты. Внутреннее убранство традиционной русской избы было простым и удобным: стол, лавки, скамьи, стольцы (табуретки), сундуки, - всё делалось в избе своими руками, тщательно и с любовью.
Мебель (лавки, полати) по большей части была «встроенной» и являлась непосредственной частью конструкции дома.
Центральное место в доме отводилось под печь. От её расположения зависела внутренняя планировка дома. Потому и возникла поговорка: «Плясать от печи». Печь являлась неотъемлемой частью не только русской избы, но и русской традиции. Она служила одновременно и источником тепла, и местом приготовления пищи, и местом для сна; использовалась при лечении от самых различных заболеваний. В печке сжигали сор, так как его нельзя было выносить из избы.
Печь устанавливали по диагонали от красного угла. Так называли самую нарядную часть дома. Само слово "красный" означает: "красивый", "хороший", "светлый". Красный угол располагали напротив входной двери, чтобы каждый входивший мог по достоинству оценить красоту. Он являлся самым почётным местом в доме. Здесь располагали особо важные семейные ценности, обереги, кумиры.
Как правило, повсеместно в России в красном углу находился стол. В ряде мест его ставили в простенке между окнами - против угла печи. Все значимые события семейной жизни отмечались в красном углу. В свадебном обряде сватание невесты, выкуп её у подружек и брата совершались в красном углу; из красного угла отчего дома её увозили; привозили в дом жениха и вели тоже в красный угол.
Рядом с печью находилась посудная лавка. Для хранения посуды и другой домашней утвари в доме имелись специальные полки, которые назывались «полавочники».
Напротив красного угла располагался печной или «бабий» угол (кут). Там женщины готовили пищу, пряли, ткали, шили, вышивали и т. д. Здесь, около окна, против устья печи, в каждом доме стояли ручные жернова, поэтому угол называют ещё жерновым.
Под самым потолком избы, между двумя смежными стенами и печью на особую балку настилали широкий дощатый помост - «полати». На полатях спали дети, а иногда и взрослые, сюда же складывали одежду, здесь сушили лук, чеснок и горох. Под потолком, закрепляли детскую колыбель.
Весь домашний скарб хранился в сундуках. Они были массивными, тяжёлыми, и порой достигали таких размеров, что на них вполне можно было спать взрослому человеку. Сундуки делались на века, поэтому укреплялись с углов кованым металлом, такая мебель жила в семьях десятилетиями, передаваясь по наследству.
В традиционном русском жилище лавки шли вдоль стен вкруговую, начиная от входа, и служили для сидения, спанья, хранения различных хозяйственных мелочей. Под лавками хранили различные предметы, которые, в случае необходимости, легко было достать: топоры, инструменты, обувь и прочее.
Занавески на окнах были однотонные или с рисунком. Ткались они из натуральных тканей, украшались обережной вышивкой. Белыми кружевами ручной работы были украшены все предметы текстиля: и скатерти, и занавески и подзор простыни.
В праздничный день изба преображалась: стол выдвигался на середину, накрывался скатертью, на полки выставлялась праздничная утварь, хранившаяся до этого в клетях.
Благодаря использованию исключительно натуральных материалов при строительстве и внутреннем убранстве, в избах всегда летом было прохладно, а зимой тепло.
Праздники у славян были важной частью общественной жизни. Большинство языческих праздников отмечалось всей деревней с народными гуляньями, плясками, песнями, ритуалами. Каждая такая дата являлась священным днем, который имел магическое значение. В этот день человек ментально связывался с духами, поклонялся божествам, просил у них благополучия, хорошего урожая. В праздники запрещалось выполнять какие-либо работы, нужно было веселиться, участвовать в обрядах. Все славянские праздничные дни привязаны либо к смене сезонов года, началу или окончанию полевых работ, либо наступлению особого магического периода. В зимнее время праздников было больше, так как это время, свободное от сельскохозяйственной работы. Позднее, после прихода христианства, языческие праздники смешались с православными. Русские отмечают традиционно такие праздники:
Рождество — православный праздник, один из самых значимых у христиан всего мира. Он знаменует рождение Иисуса Христа. На Рождество дарят подарки, что олицетворяет подношение трех волхвов младенцу. Накрывают праздничный стол. В древности резали домашний скот, готовили мясные блюда, а также пироги, блины, рыбные яства. На Рождество молодежь устраивает колядки. Молодые люди и дети ходят от дома к дому и исполняют обрядовые песни. За это им дают сладости, угощения.
Святки — основной зимний праздник на Руси. Это время веселья и отдыха, когда никто не работает. Святки состоят из 12 дней: «от звезды до воды» и заканчиваются на Крещение. Фраза «от звезды до воды» означает период от появления первой звезды (канун Рождества) до освящения воды на Крещение. По древним поверьям, в святки на землю спускаются души умерших людей, а также нечистая сила. В это время могут происходить чудеса. На святки принято гадать на свою судьбу, замужество.
Крещение еще называется богоявлением, так как в этот день Господь явился в качестве Отца, Сына и Святого Духа. Это произошло во время крещения Иисуса в реке Иордан, который проводил Иоанн Креститель. По традиции, в ночь на 19 января православные люди купаются в проруби. Это означает символическое смывание грехов, очищение души и тела. Считается, что вода в эту ночь обладает целебными свойствами.
В конце зимы – начале весны отмечается Масленица. Она считается языческим праздником, сохранившим славянскую мифологию. Он посвящается богу Яриле, который символизирует солнце. Масленицу празднуют целую неделю, пекут блины, ходят в гости, народ устраивает гулянья. Ее отмечают за 7 недель до Пасхи. Праздник выпадает на конец февраля или начало марта. Так как Масленица отмечается на протяжении недели, у каждого дня есть свое название, а также обряды и традиции.
Вербное воскресенье - двунадесятый праздник, который совершается в шестое воскресенье Великого поста и установлен в воспоминание торжественного входа Господня в Иерусалим. Праздник этот переходящий, то есть дата его каждый год меняется и зависит от Пасхи. С Вербного воскресенья начинается Страстная седмица— последняя и самая важная часть Великого поста. Праздник Входа Господня в Иерусалим известен с первых веков христианства.
Очень интересным является День Ивана Купалы. Его отмечают почти во всех европейских странах. Корни праздника берут начало в языческих обрядах очищения. До христианизации его праздновали в день летнего солнцестояния. Он был посвящен богу Яриле и максимальному расцвету природы. Со следующих за этим днем суток ночное время прибавляется, а дневное идет на убыль. Некоторые историки считают, что название Купала является трансформированным именем Иоанна Крестителя. Ночь на Купалу наполнена различными ритуалами.
Самый первый Спас августа неизменно отмечается 14 августа и совпадает с началом Успенского поста.
В основе первого Спаса - праздник с длинным названием - Присхождение Честных Древ Животворящего Креста Господня.
Праздник урожая, который ежегодно отмечается 19 августа, приурочен к большой церковной дате — Преображению Господню.
Согласно поверью, природа с этого дня поворачивалась к осени и отворачивалось от лета. Земля преображалась и давала людям новый урожай плодов. Яблоки, собранные в конце лета, несли в церковь, чтобы освятить, а после приготовить из них постные угощения.
Третий Спас августа, который в народе называют Хлебным, или Ореховым.
Праздник отмечают 29 августа. Считалось, что к этому дню поспевала лещина (ее собирали в лесу и тоже святили в церквях), а также пекли первый хлеб из зерна нового урожая.
С 29 августа разрешено было есть орехи этого года. Считалось, что самый первый сбор лесных орехов необходимо освятить в церкви и раздать страждущим и неимущим, чтобы обрести благодать и здоровье в будущем.
Покров Пресвятой Богородицы известен на Руси со второй половины XII века. По преданию, этот праздник установил князь Андрей Боголюбский. Празднуется 14 октября (1 октября по старому стилю). Этот праздник не входит в число двунадесятых, однако является одним из самых необычных и почитаемых. По благочестивому обычаю он относится к великим праздникам. В праздник Покрова Пресвятой Богородицы верующие вспоминают чудо явления Богородицы известному христианскому святому Андрею, Христа ради Юродивому, и его ученику Епифанию.