Чувашский национальный костюм богат разнообразными головными уборами, славится нарядностью одежд, обильно украшенных вышивкой, бисером, монетами и ракушками.
Основа чувашского костюма – белая рубаха. Для женщин – длинная, до щиколоток. Поверх надевали фартук или передник, кафтан или халат. Зимой – суконные штаны и шубу из овчины. Мужская рубаха была до колен и подвязывалась поверх брюк пояском. Вышивкой украшали только праздничную мужскую одежду, чем богаче узор – тем праздничнее.
Национальная одежда немыслима без вышитого орнамента. И у чувашей наиболее распространён геометрический орнамент. В символах, образующих узоры по канту одежды, нагрудной части и рукавах, можно рассмотреть образы природы (солнце, дерево, поле), человеческих взаимоотношений (семья, род, сила, верность, трудолюбие). Одним из самых простых и при этом главных всегда считался солярный знак: солнце как источник жизни вышивалось в форме круга с лучами, креста и квадрата. Сложными и самыми красивыми узорами передавались понятия вечности (связь неба с землёй), памяти прошлого, мудрости предков и диалога поколений.
Самая ценная вышивка была двусторонней – без швов и узелков. Чёрным выполнялись основные элементы узора, красный использовался для заполнения. Сочетание белого (полотно) с красным (цветом благополучия и счастливой полнокровной жизни) – сакральная гамма. Но вообще вышивальщицы использовали все цвета: зелёный – цвет природы, жёлтый – солнца, синий – неба.
Наиболее выразительной частью женского и девичьего костюмов являлись нарядные головные уборы - хушпу и тухъя. Это – настоящие шедевры народного искусства. По головному убору можно было определить, замужем девушка или нет. До свадьбы носили тухья, после – только хушпу. Повседневная облегчённая, но всё так же нарядная ленточка для головы называется масмак.
Круглая тухья как правило имела бисерное навершие-шишечку, а по бокам и на ушах украшения делались из монеток. Женщины в повседневности повязывали белый шарф сурпан с вышивкой на концах. Богатую хушпу надевали только по праздникам, верх у такой шапочки открыт, а сзади до пояса идёт широкая полоска ткани, обильно украшенная монетами и бисером.
В качестве шейных украшений использовали бусы и ожерелья. Обычно вешали по 1-2 майсыххи, плотно прилегающих к шее; ниже размещались аналогичные, но более широкие нагрудные украшения маййа (тенкелле маййа). Основным элементом декора были серебряные рубли, крупные монеты "талер" и полтинники, нашитые на холст. Этот тип украшений носился всеми девушками и женщинами.
Специфически девичьим украшением можно считать оплечье - суха, имеющее вид воротника, полностью закрывающего плечи. В девичьем костюме кон. ХIХ века появляется массивное нагрудное украшение сухал, которое можно считать полным заимствованием, аналогом башкирского муйынса, хакал.
В конце XIX столетия костюм претерпел заметную трансформацию: белые рубахи старинного типа сохранились лишь для торжественных и ритуальных случаев, а в повседневный, а затем и "выходной" костюм внедрялась пестрядинная рубаха; ее нижняя половина со временем расширилась за счет подшивания оборок.
Более значительное место начинает занимать сурпан; его широкое полотнище накладывается в расправленном виде на плечи, наподобие округлого воротника, а массивные красные концы закрывают спину и плечи, накладываясь друг на друга. Головная повязка пус тутри, которую носят пожилые замужние женщины, а также молодые - в качестве будничного головного убора, - не играет важной формообразующей роли в ансамбле. Его полотнище закрывает макушку, а сложенные вчетверо оба конца, перекрещиваясь на лбу, плотно обхватывают голову и заправляются под образующийся обруч.
Пус тутри выполнял важную функцию - придерживал на голове полотнище сурпана и одновременно нес знаковую нагрузку. Подобные кольцевые головные уборы у многих народов символизировали соединение мужского и женского начал. В свою очередь, с пус тутри семантически связаны твердые головные уборы - цилиндрические хушпу. Они также одевались на покрытую сурпаном голову, имели акцентированную налобную часть и свободный конец - хушпу хури. Высокое нарядное хушпу носилось в составе праздничного наряда и придавало облику женщины особую монументальность, торжественность, являлось своеобразным обрамлением женского образа.
Мужская одежда ХХ века является красочным примером использования узора и колорита яркой пестряди. Из красной домотканины "ҫĕклесе тĕртнĕ пир" с узором в продольную полоску с вкраплениями разноцветных розеток-"глазков" шились рубаха и штаны. В рубахах можно отметить такие поздние веяния, как стоячие воротники (выс. до 4 см), использование золотистых пуговиц и значительно укороченную высоту остова (до 80 см).
Поверх рубахи кĕрÿ кĕпи и штанов одевался темный (синий или черный) кафтан, отделанный по бортам обшивкой или вышивкой. Он подпоясывался длинным и широким поясом-кушаком в продольную полоску, который ткался из красных, черных, желтых шерстяных нитей на станке и имел ширину точи холста (ок. 35 см). Концы его распускались длинной бахромой или ровно подрубались. Надевалась шапка, которая у жениха выделялась нашиванием на лоб 1 или 3 серебряных рублевых монет. На плечи подвешивали нарядный вышитый платок кĕру тутри с двусторонним вышитым узором и длинной шелковой бахромой по всему периметру. Спереди за пуговицу кафтана крепился ярко украшенный конец женского сурпана со свободно свисающим кружевным концом. Как и во всех этнографических группах чувашей, жених надевал на себя девичьи украшения: округлое ҫуха, ожерелье из бисера и монет мăй ҫыххи. Очевидно, эти украшения, передаваемые жениху родственницами, представителями женской половины его рода, были призваны нести с собой часть их магической силы.