Начало нового земледельческого года у удмуртов приходится на праздник Быдзынал – Великий день, совпадавший по срокам проведения с православной Пасхой. К Великому дню приурочивается выполнение множества обрядов и ритуалов. «Быдзынал» («Пасха»)
За неделю до празднования Великого дня удмуртская молодежь изгоняла из деревни шайтана. Этот обряд называют верба. С утра в субботу, накануне православного Вербного воскресенья каждая семья приносила домой веточки вербы. Уже под вечер, перед закатом солнца, дети начинали ритуальный обход деревни. У каждого в руках были прутья ивы длиной около полутора метров, сплетенные косичкой. Обходя деревню, останавливались у каждых ворот и колотили ветками в ворота, мазали их грязью. Вербой дотрагивались до овец, чтобы они приносили потомство, при этом наговаривали «не я бью, верба бьет». Вечером на угоре собирались парни и девушки, играли, пели песни. Некоторые парни приезжали верхом на лошадях. Затем шли провожать вицы. Ветки обычно бросали в сторону кладбища, к реке, в реку или просто за деревню. Когда бросали вицы, ложились на снег и прислушивались: если кто услышит, как залает собака или крякнет утка, то год будет урожайным, услышат плач – будет неурожай, заржет лошадь – год будет хороший, замычит корова – плохой год. Изгнание шайтана совершалось с той целью, чтобы шайтан не испортил праздник.
В среду вечером, накануне православного Великого четверга, начинаются обряды, связанные с представлениями о выходе в эту ночь мертвых (кулон потон уй). К этому дню кулон потон уй – завершаются работы по уборке в домах. С утра по насту идут за рябиновыми ветками в лес. Их раскладывают везде: у ворот, в хлеве, над дверью, на подоконниках.
После обеда каждая семья топит баню. Когда парятся веником, вспоминая умерших, говорят: «азяды мед усез, таза но гомеро каре милемыз (пусть упадет перед вами, сделайте так, чтобы мы были здоровыми и долго жили)». Заранее в сосуд с водой бросают серебряную монету и при выходе из бани ополаскиваются ею, говорят: «Азвесь кадь таза кар, азвесь кадь чылкыт кар («Сделай здоровыми, как серебро, сделай чистыми, как серебро»). После бани одеваются во все чистое. Дом и хозяйственные постройки обводят металлическим предметом (лопатой, топором, ломом, гвоздем), предохраняясь от возвращающихся после захода солнца с кладбища нечистых сил и духов. Когда вся семья собирается дома, плотно закрывают двери, печные заслонки.
Утром в четверг вся семья вставала рано утром до солнышка. Во дворе хозяин раскладывал небольшой костер из соломы. Вся семья становилась в ряд перед горящей соломой, хозяин произносил молитву, а затем все прыгали через горящую солому. Этот обряд совершается в настоящее время только в некоторых семьях.
В этот день женщинам не разрешается чесать головы. Стряпают блины и поминают умерших. Считается, что в этот день умершие предки должны услышать запах горячих блинов.
В субботу вечером или рано утром в воскресенье хозяйка дома красит яйца. В этот же день детям дарят новые вещи, которые раскладывали на подоконнике. Утром дети находят подарки: новые рубахи, варежки, яйца. Взрослые объясняют, что ночью приходил Тӧдьтуш- бабай (белобородый старик) или Кылчин и приносил подарки. Позавтракав, дети уходят собирать яйца по деревне. В первую очередь, они навещают своих близких родственников. В каждом доме детям дарят крашеные яйца или сладости.
Днем дети уходят в лес или на высохшую лужайку. Они с собой берут яйца, блины, выпечки. Там играют, веселятся, катают яйца с пригорков.
В обед начинают варить ритуальную кашу. Она варится на мясном бульоне. После обеда приготовления заканчиваются и в доме одного из рода (живущего внизу по течению реки) собираются на молельную кашу. Хозяин выходит во двор с кашей и молится. Затем идут к другим родственникам (поднимаются вверх по течению реки) и дальше.