Татары

Татары

Татары

Процент в Руспеблике:

 

25.4

Описание народа:

 

Татары— тюркский этнос (народ)  России и постсоветских стран, ареал: ТатарстанЕвропейская часть РоссииПоволжьеПриуральеСибирьКазахстанСредняя АзияСУАР и на Дальнем Востоке.

           Численность

        Численность в России составляет 5 310 649 человек (перепись населения 2010 года) — 3,87 % населения России. Татары - один из трех самых многочисленных народов, населяющих Башкортостан, в республике их насчитывается более одного миллиона человек.

   Расселение по Республике Башкортостан

Этническая группа населения Республики Башкортостан, сформировавшаяся из различных аборигенных и переселенческих групп (кряшеныказанские татарытатары-мишарикасимовские татарыногаи), инкорпорировавшая в себя группы тюркского (башкирыногайцы и др.) и финно-угорского (черемисывотяки и др.) населения, исторически расселенная на территории большей части Башкирии, и прежде всего в бывшей Уфимской губернии. В Башкортостане татары равномерно представлены как городах, так и в сельской местности. Более 44 % городских татар живут в Уфе. Много их в Стерлитамаке, Октябрьском, Нефтекамске, Салавате, Туймазы, Дюртюли. При этом татары Башкортостана не однородны. Здесь проживают три татарские этнические группы – татары-мишари, казанские татары и сибирские татары. Еще одну группу татар (но которые себя ими не считают) составляют "кряшены". Они компактно проживают в Бакалинском районе (4,5 тысяч человек). Их называют "крещенными татарами", но себя они считают потомками булгар. Среди них есть "старокряшены", которые крестились до падения Казани в 1552 году, и "новокряшены", которые крестили после ее захвата Московским государством.

В Башкортостане свыше 1000 населенных пунктов, в которых по данным переписей проживает значительное (свыше 50 %) число татарского населения В республике — 1127 школ с преподаванием на татарском языке , 3 татарские гимназии (Уфа, Белебей, Октябрьский), татарские отделения в Башкирском государственном университете, Башкирском, Бирском, Стерлитамакском педагогических институтах.

Национальная кухня:

 

Татары, являющиеся потомками тюркоязычных племен, очень многое взяли у них: культуру, традиции и обычаи.
В основном, традиционная татарская кухня основана на блюдах из теста и различных начинок. Интересна и разнообразна татарская национальная кухня, которая развивалась не только на основе своих этнических традиций. Большое воздействие на неё оказали кухни соседних народов. В наследство от булгар в татарской кухне остались катык, бал-май, кабартма, дополнившиеся татарским чак-чакомэчпочмаком, русская кухня подарила пельмени, узбекская — плов, таджикская — пахлава.

По древнему татарскому обычаю в честь гостя расстилалась праздничная скатерть и на стол выставлялись лучшие угощения — сладкий чак-чакбаурсаккош-телеталкыш-калявашербет, липовый мёд, и, конечно, душистый чай.
Особые нормы и правила принятия пищи налагал ислам. По шариату запрещалось употреблять мясо свиньи, а также некоторых птиц, например, сокола, лебедя — последние считались священными 

Один из главных пищевых запретов касался вина и других алкогольных напитков. Основу питания составляла мясо-молочная и растительная пища. Любимым мясом татар считалась баранина, ценилась домашняя птица.


К разновидности мясных вторых блюд следует отнести также отварные мясо-тестяные блюда, например кулламу (или бишбармак), общие для многих тюркоязычных народов. Заготовку мяса впрок (на весну и лето) производят путём засаливания (в рассолах) и вяления. Из конины готовят колбасы (казылык), вяленые гусь и утка (каклаган казкаклаган урдэк или тозлы казтозлы урдэк) считаются лакомством. Деликатесное блюдо татар. Зимой мясо хранят в замороженном виде.

Особенностью традиционного стола является разнообразие мучных изделий. Пресное и дрожжевое тесто делают двух видов — простое и сдобное. Для сдобы добавляется масло, топлёное сало (иногда конское), яйца, сахар, ваниль, корица. К тесту татары относятся очень внимательно и хорошо умеют его готовить.
Наиболее характерны для татарской кухни изделия из кислого (дрожжевого) теста. К ним прежде всего относится хлеб (икмэк; ипи; эпэй). Без хлеба не проходит ни один обед (обычный или праздничный), он считается священной пищей. В прошлом у татар существовал даже обычай клятвы хлебом — ипи-дер.

Кроме хлеба, из крутого дрожжевого теста изготовляется много различных изделий. Наиболее широко распространённым видом этой серии является кабартма. Из хлебного же теста делали лепёшки, но из более круто замешанного и тоньше раскатанного (вроде сочня).

Кыстыбый или, как его ещё называют, кузикмяк, представляет собой лепёшку из пресного теста, сложенную пополам и начинённую пшённой кашей. С конца XIX века кыстыбый стали делать с картофельным пюре.

Традиционным татарским кушаньем является и эчпочмак (треугольник) с начинкой из жирного мяса и лука. Позже в начинку стали добавлять и кусочки картофеля.

Своеобразную группу жаренных на масле изделий составляют перемячи. В старые времена их делали с начинкой из мелко нарезанного варёного мяса, жарили на масле в казанах и подавали к завтраку с крепким бульоном.

Распространённым изделием является бэккэн (или тэкэ). Это пирожки, более крупные, чем обычно, овальной или полулунной формы, с различной начинкой, часто с овощной (тыква, морковь, капуста).

Очень своеобразным изделием является губадия. Этот круглый высокий пирог с многослойной начинкой, включающей рис, сухофрукты, корт (разновидность творога) и многое другое — одно из обязательных угощений при торжественных приёмах.

Татарская кухня очень богата изделиями из сдобного и сладкого теста: чельпек, катлама, кош-теле, ляваш, паштет и т. д., которые подаются к чаю. Баурсак (небольшие в отличие от других тюркских аналогов рыхлые отдельные медовые шарики-пончики) и чак-чак (плотные медовые кусочки теста в медовом сиропе) являются обязательным свадебным угощением. Чак-чак, завёрнутый в тонкий лист сухой фруктовой пастилы, приносит в дом мужа молодая, а также её родители, и он является особо почётным угощением на свадьбах. Ещё более оригинальным и уникальным татарским блюдом являются кош-теле (воздушное мелкое полупеченье-полупончики, как правило, несладкие сами, но обсыпанные сахарной пудрой) и талкыш-калява (более плотные чем сахарная вата и более рыхлые чем турецкое пишмание сладкие опилки в форме небольшого перевёрнутого стаканчика-стопочки)


Национальные костюмы:

 

Основу татарского костюма составляют кулмэк (рубаха-платье) и шаровары, а также бешмет, чекмень и казакин. В качестве верхней одежды часто надевался халат. Также была и чоба — легкая, без подкладки, верхняя одежда. Шили ее, как правило, из льняных или конопляных тканей домашнего производства, длиной чуть ниже колен.Чекмень — приталенная длиннополая, крестьянская демисезонная одежда. У девушек украшением костюма являлась жилетка или фартук. Татары независимо от возраста и пола преимущественно носили двубортную с правосторонним (тюркским) запахом одежду, с цельной приталенной спинкой (чабулы кием), с клиньями на боках ниже талии. Ее обычно шили с наглухо закрытым воротом, с выкроенными плечиками.

Одним из наиболее архаичных видов подобной одежды является чоба — легкая домотканая из чисто белого или в мелкую полоску льняного или конопляного полотна у мужчин и многоцветная — у женщин. Верхняя одежда татар была распашной со сплошной приталенной спинкой. Поверх рубахи надевали безрукавный (или с коротким рукавом) камзол. Женские камзолы шили из цветного, чаще однотонного бархата и украшали по бортам и низу позументной тесьмой, мехом. Поверх камзола мужчины носили длинный просторный халат (жилэн) с небольшим шалевым воротником. Его шили из фабричной однотонной или полосатой (чаще тяжёлой полушёлковой) ткани и подпоясывали кушаком. В холодное время года носили бешметы, чикмени, крытые либо дублёные шубы. Головным убором мужчин, была четырёхклинная, полусферической формы тюбетейка (тубэтэй) или в виде усечённого конуса (кэлэпуш). Праздничная бархатная позументная тюбетейка вышивалась тамбурной, гладьевой (чаще золотошвейной) вышивкой. Поверх тюбетейки (покрывала у женщин, вышитого тамбуром – эрпэк) в холодное время надевали полусферическую или цилиндрическую меховую или просто стёганую шапку (бурек), а летом войлочную с опущенными полями шляпу. Женский головной убор в прежние времена, как правило, содержал информацию о возрастном, социальном и семейном положении его обладательницы. Девушки носили мягкие белые калфаки, тканые или вязаные. Замужние женщины поверх них, выходя из дома, набрасывали легкие покрывала, шелковые шали, платки.
Носили также налобные и височные украшения – полоски ткани с нашитыми бляхами, бусинами, подвесками.
Обязательной частью женской одежды было покрывало. В этой традиции отразились древние языческие воззрения о магии волос, закрепленные позднее исламом, рекомендующим скрывать очертания фигуры и прикрывать лицо. В XIX веке на смену покрывалу пришел платок, универсальный головной убор практически для всего женского населения России. Однако женщины разных национальностей носили его по-разному. Татарки плотно повязывали голову, надвинув платок глубоко на лоб и завязав концы на затылке – так его носят и сейчас.

Традиционная обувь – кожаные ичиги и башмаки с мягкой и жёсткой подошвой, нередкосшитые из цветной кожи. Праздничные женские ичиги и башмачки были орнаментированы в стиле многоцветной кожаной мозаики. Рабочей обувью служили лапти татарского образца (татар чабата): с прямоплетёной головкой и низкими бортиками. Их надевали с белыми суконными чулками (тула оек).

обычаи и обряды:

 

Обряды бывают календарного и семейного толка. Первые связаны с трудовой деятельностью (посев, уборка урожая )
и проводятся каждый год в примерно одно и тоже время. Семейные обряды проводятся по мере надобности в соответствии происшедшими в семье изменениями: рождение детей, заключение брачных союзов и других ритуалов.

Предметы быта:

 

Татарские традиции домоводства и семейного уклада жизни в большей степени сохранились в селах и поселках.


Татарские дома представляли собой срубные строения. Иногда жилище складывали из камня, реже оно было глинобитным. Кровлю устилали соломой, дранкой, досками. Дом имел два или три помещения, включая сени. Богатые семьи могли позволить себе двух- и трехэтажные жилища.

Снаружи стены расписывали орнаментом, отделывали резьбой. Внутри дом делился на женскую и мужскую половины, разделенные шторой (чаршау) или деревянной перегородкой. В домах делали печи, по типу русских. Их располагали рядом со входом. Внутри жилище украшали вышитыми полотенцами, скатертями.

В любой татарской избе обязательным было наличие зеленых и красных сундуков, которые дальнейшем использовались как приданое невесты.


Почти в каждом доме на стене висел вставленный в рамку кусочек текста из Корана, так называемый «шамаиль», он висел над порогом в качестве оберега, и на нем было написано пожелание счастья и благополучия. В украшении дома использовалась много ярких сочных цветов и оттенков, внутренние помещения обильно украшались вышивкой, так как ислам запрещает изображать человека и животных, в основном вышитые полотенца, покрывала и прочие вещи украшались геометрическими орнаментами.