Чуваши

Общее описание

Чуваши- тюркский народ, коренное население Чувашской Республики (Россия). Численность 1,5 млн, из них в России 1 млн. 435 тысяч (согласно результатам переписи 2010 года). В Чувашии проживает примерно половина всех чувашей, живущих в России, остальные проживают практически во всех регионах России, а небольшая часть — за пределами Российской Федерации, наибольшие группы в Казахстане, Узбекистане и на Украине.

Среди тюркоязычных народов, населяющих Республику Башкортостан, третье по численности место (после башкир и татар) занимают чуваши. Численность их по переписи 2010 года-107, 450 тысяч человек. Расселены в 22 районах республики из 54, компактно проживают в её западном, юго-западном и центральном частях. В республике насчитывается более 260 населённых пунктов, в которых проживают чуваши; 192 из них – с преобладающим чувашским населением, в остальных зафиксированы вместе с русскими, татарами, башкирами, мордвой, украинцами, марийцами и др. народами.

Язык — чувашский. Является единственным живым представителем булгарской группы тюркских языков. Имеет два диалекта: верховой («окающий») и низовой («укающий»). Чуваши Башкортостана говорят в основном на низовом (укающем) диалекте чувашского языка. Он же лег в основу литературного языка, основоположником которого считается уроженец Башкортостана, классик национальной художественной литературы К.В. Иванов (1890–1915).

Основное вероисповедание религиозной части чувашей — православное христианство, есть приверженцы традиционных верований и мусульмане.

История расселения чувашей в Башкортостане

В Приуралье чуваши появились еще в начале XVII в. Переселение чувашей в Башкирское Приуралье происходило по разным причинам. Одним из существенных факторов миграции явилось малоземелье, которое в селениях государственных крестьян Чувашии стало ощущаться особенно остро с середины XVIII в. Массовый характер приняло бегство чувашских крестьян в конце XVII - первой четверти XVIII в., когда резко увеличились размеры государственных налогов и различного рода повинностей. Ясачные чуваши по примеру русских пытались освободиться от феодальной эксплуатации на родине путем бегства на окраинные земли, какими тогда считались земли Оренбургской губернии. Семьями, родовыми группами, а то и целыми селениями чуваши уходили с насиженных мест на восток – в Башкирию.

Другим фактором миграций чувашей в Приуралье стало насильственное обращение народов Среднего Поволжья, в т.ч. чувашей, в христианство.

Согласно данным историков, в начале XVIII в переселенцами осваивались главным образом северные и северо-западные районы Башкирии.

На территории республики выделяются две зоны наиболее компактного расселения чувашей. Первая - в центральной части Башкортостана, между крупнейшими её городами - Уфой и Стерлитамаком. Самая большая по численности чувашская диаспора республики проживает в Аургазинском районе - 11 740 чел., что составляет 30,1% населения этого района. В районе имеются такие крупные чувашские села, как Бишкаин, Месели, Шланлы, Тряпино, Наумкино, Шеверли, Дергачевка, Чувашский Нагадак, Новофедоровка и многие другие. В Кармаскалинском районе проживает 5238 чувашей, что составляет около 10% населения этого района. Крупными чувашскими селами в районе являются Ефремкино, Николаевка, Суук-Чишма, Сихонкино, Ильтеряково и другие. Чувашские села имеются и в местностях, прилегающих к указанным выше районам. В Стерлитамакском районе это такие крупные села, как Ишпарсово, Талалаевка, Косяковка, Услыбаш и другие. В Гафурийском районе это села Белое Озеро, Антоновка, Мраково. Иглинский район - северный ареал расселения чувашей республики, здесь они проживают в селах Чуаш-Кубово, Куршаки и др.

Ещё одной зоной компактного расселения чувашей республики является юго-западный регион Башкортостана. В Бижбулякском районе крупными чувашскими селами района являются Базлык, Кош-елга, Кистенли-Богданов, Зериклы, Михайловка. Много чувашских сел и на территории соседнего Миякинского района: Кожай-Семёновка, Новые Карамалы, Уязыбашево. В Белебеевском районе имеются такие крупные чувашские сёла, как Слакбаш, Ермолкино, Старосемёнкино, Илькино, Аделькино; в соседнем - Ермекеевском районе - Елань-Чишма, Средние Карамалы, Семёно-Макарово, Нижнеулу-Елга и др.

Читать полностью

Обычаи и обряды

Обряды и праздники чувашей в прошлом были тесно связаны с их языческими религиозными воззрениями и строго соответствовали хозяйственно-земледельческому календарю.

Национальная кухня

Национальная кухня всегда складывается из образа жизни народа. Чуваши издавна занимались земледелием и подсобным животноводством. Так что неудивительно преобладание в их рационе зерновых продуктов. А с конца XIX века (достаточно поздно) ведущее место на чувашском столе занимает также и картофель. Большим подспорьем для чувашских крестьян было птицеводство. Они разводили (и разводят) кур, уток, гусей. Занимались чуваши и пчеловодством, знали мед, воск, торговали ими.

Блюда чувашской кухни можно разделить на следующие категории: жидкие горячие (первые), вторые блюда, печеные изделия с несладкой начинкой (могли подаваться на второе), выпечка со сладкой начинкой, напитки.

Из чувашских супов стоит отметить мясной или рыбный бульон с приправами (на чувашском языке – яшека), похлебку с клецками (шурпе). Весьма широко были распространены различные каши: гороховая, гречневая, овсяная. А пшеничная каша была в давние времена чувашским ритуальным блюдом.

С особым почтением чуваши относились и к хлебу. Обычно он был ржаным. Пшеничный был доступен, в основном, зажиточным слоям населения, но даже они часто отдавали предпочтения хлебу ржаному. Без хлеба нельзя представить себе чувашскую трапезу. Хлеб считался священной пищей, его мог резать только глава семьи или самый старший ее член.

Чувашская кухня славится разнообразием мучных изделий. Чуваши издавна пекли пироги с крупой, с капустой, с ягодой (кукаль), позже появились лепешки и ватрушки с картофелем, а также с творогом (пуремеч). Знали чуваши блины и оладьи. Хуплу – большой пирог с начинкой из мяса или рыбы. Его готовили, в основном, по праздникам. Да и вообще мясо чуваши раньше ели не так уж часто. Это была по большей части сезонная пища, доступная в период забоя скота – говядина, баранина, свинина. Низовые чуваши употребляли в пищу конину. В праздники также готовили мясные блюда. Это могла быть колбаса из желудка овцы, начиненного мясом и салом (шартан) или, к примеру, вареная колбаса с крупяной начинкой, приготавливаемой с добавлением рубленого мяса или рыбы и крови (тултармаш). Из дичи ели, в основном, зайчатину. Чуваши, жившие на берегах рек, промышляли рыболовством.

Широко использовалось коровье молоко. Его пили в «чистом» виде (сет), а также кислым (турах). Делали из него творог и творожный сыр (чакат). Среди низовых чувашей был распространен и кумыс. Готовили чуваши и сливочное масло.

Главной сладостью, помимо различной сладкой выпечки, был мед (пыл). Его ели как самостоятельное блюдо, а также использовали для приготовления различных напитков, в том числе браги, медовухи (корчама, сим-пыл). Из ржаного или ячменного солода делали пиво. Для повседневного употребление оно было менее крепким, а для праздничного застолья – более.

Современные чуваши не утратили своих кулинарных традиций. Многие национальные блюда дошли до наших дней и являются частыми гостями на чувашском столе.

Современный рацион чувашей стал более разнообразным. Увеличился ассортимент употребляемых в пищу овощей и фруктов. Кроме того, на чувашских трапезах стало больше рыбы. Появились различные соленья, грибы (чуваши их раньше почти не ели).

Читать полностью

Национальные костюмы

Чувашский национальный костюм богат разнообразными головными уборами, славится нарядностью одежд, обильно украшенных вышивкой, бисером, монетами и ракушками.

Основа чувашского костюма – белая рубаха. Для женщин – длинная, до щиколоток. Поверх надевали фартук или передник, кафтан или халат. Зимой – суконные штаны и шубу из овчины. Мужская рубаха была до колен и подвязывалась поверх брюк пояском. Вышивкой украшали только праздничную мужскую одежду, чем богаче узор – тем праздничнее.

Национальная одежда немыслима без вышитого орнамента. И у чувашей наиболее распространён геометрический орнамент. В символах, образующих узоры по канту одежды, нагрудной части и рукавах, можно рассмотреть образы природы (солнце, дерево, поле), человеческих взаимоотношений (семья, род, сила, верность, трудолюбие). Одним из самых простых и при этом главных всегда считался солярный знак: солнце как источник жизни вышивалось в форме круга с лучами, креста и квадрата. Сложными и самыми красивыми узорами передавались понятия вечности (связь неба с землёй), памяти прошлого, мудрости предков и диалога поколений.

Самая ценная вышивка была двусторонней – без швов и узелков. Чёрным выполнялись основные элементы узора, красный использовался для заполнения. Сочетание белого (полотно) с красным (цветом благополучия и счастливой полнокровной жизни) – сакральная гамма. Но вообще вышивальщицы использовали все цвета: зелёный – цвет природы, жёлтый – солнца, синий – неба.

Наиболее выразительной частью женского и девичьего костюмов являлись нарядные головные уборы - хушпу и тухъя. Это – настоящие шедевры народного искусства. По головному убору можно было определить, замужем девушка или нет. До свадьбы носили тухья, после – только хушпу. Повседневная облегчённая, но всё так же нарядная ленточка для головы называется масмак.

Круглая тухья как правило имела бисерное навершие-шишечку, а по бокам и на ушах украшения делались из монеток. Женщины в повседневности повязывали белый шарф сурпан с вышивкой на концах. Богатую хушпу надевали только по праздникам, верх у такой шапочки открыт, а сзади до пояса идёт широкая полоска ткани, обильно украшенная монетами и бисером.

В качестве шейных украшений использовали бусы и ожерелья. Обычно вешали по 1-2 майсыххи, плотно прилегающих к шее; ниже размещались аналогичные, но более широкие нагрудные украшения маййа (тенкелле маййа). Основным элементом декора были серебряные рубли, крупные монеты "талер" и полтинники, нашитые на холст. Этот тип украшений носился всеми девушками и женщинами.
Специфически девичьим украшением можно считать оплечье - суха, имеющее вид воротника, полностью закрывающего плечи. В девичьем костюме кон. ХIХ века появляется массивное нагрудное украшение сухал, которое можно считать полным заимствованием, аналогом башкирского муйынса, хакал.

В конце XIX столетия костюм претерпел заметную трансформацию: белые рубахи старинного типа сохранились лишь для торжественных и ритуальных случаев, а в повседневный, а затем и "выходной" костюм внедрялась пестрядинная рубаха; ее нижняя половина со временем расширилась за счет подшивания оборок.

Более значительное место начинает занимать сурпан; его широкое полотнище накладывается в расправленном виде на плечи, наподобие округлого воротника, а массивные красные концы закрывают спину и плечи, накладываясь друг на друга. Головная повязка пус тутри, которую носят пожилые замужние женщины, а также молодые - в качестве будничного головного убора, - не играет важной формообразующей роли в ансамбле. Его полотнище закрывает макушку, а сложенные вчетверо оба конца, перекрещиваясь на лбу, плотно обхватывают голову и заправляются под образующийся обруч.
Пус тутри выполнял важную функцию - придерживал на голове полотнище сурпана и одновременно нес знаковую нагрузку. Подобные кольцевые головные уборы у многих народов символизировали соединение мужского и женского начал. В свою очередь, с пус тутри семантически связаны твердые головные уборы - цилиндрические хушпу. Они также одевались на покрытую сурпаном голову, имели акцентированную налобную часть и свободный конец - хушпу хури. Высокое нарядное хушпу носилось в составе праздничного наряда и придавало облику женщины особую монументальность, торжественность, являлось своеобразным обрамлением женского образа.


Мужская одежда ХХ века является красочным примером использования узора и колорита яркой пестряди. Из красной домотканины "ҫĕклесе тĕртнĕ пир" с узором в продольную полоску с вкраплениями разноцветных розеток-"глазков" шились рубаха и штаны. В рубахах можно отметить такие поздние веяния, как стоячие воротники (выс. до 4 см), использование золотистых пуговиц и значительно укороченную высоту остова (до 80 см).
Поверх рубахи кĕрÿ кĕпи и штанов одевался темный (синий или черный) кафтан, отделанный по бортам обшивкой или вышивкой. Он подпоясывался длинным и широким поясом-кушаком в продольную полоску, который ткался из красных, черных, желтых шерстяных нитей на станке и имел ширину точи холста (ок. 35 см). Концы его распускались длинной бахромой или ровно подрубались. Надевалась шапка, которая у жениха выделялась нашиванием на лоб 1 или 3 серебряных рублевых монет. На плечи подвешивали нарядный вышитый платок кĕру тутри с двусторонним вышитым узором и длинной шелковой бахромой по всему периметру. Спереди за пуговицу кафтана крепился ярко украшенный конец женского сурпана со свободно свисающим кружевным концом. Как и во всех этнографических группах чувашей, жених надевал на себя девичьи украшения: округлое ҫуха, ожерелье из бисера и монет мăй ҫыххи. Очевидно, эти украшения, передаваемые жениху родственницами, представителями женской половины его рода, были призваны нести с собой часть их магической силы.

Читать полностью

Предметы быта

Чувашская усадьба разделялась на килкарти, картиш — передний двор (т. е. собственно двор) и задний — анкарти. К жилому дому (сурт, пурт) пристраивалась клеть.
Хозяйственные постройки у крестьянина-середняка состояли из амбара, конюшни, хлева (вите), сарая и погреба. Почти каждый чувашский двор имел летнюю кухню лас. Баня (мунча) строилась на некотором удалении от усадьбы, на склоне оврага, у реки.

В конце ХIХ — начале ХХ в. состоятельные чуваши начинают строить большие дома с богатой резьбой. В чувашских деревнях появляются русские плотники.
Работая с ними в качестве помощников, чувашские плотники приобщались к "секретам"·русских мастеров. В целом ремесло и домашнее производство у чувашей имели натуральный характер


Главой большой патриархальной семьи был старший мужчина - отец или старший из братьев. Он распоряжался хозяйственной деятельностью внутри семьи, доходами, следил за порядком.

Чувашские женщины трудились с мужчинами наравне.
На женщине также лежала тяжесть домашних забот: изготовление одежды, переработка продуктов питания, выращенных в хозяйстве, рождение и уход за детьми. Ее положение во многом определялось еще и наличием сыновей. Женщина, родившая мальчика, пользовалась большим почетом в семье и деревне.


У чувашей долгое время бытовал тип большой отцовской семьи, состоявшей из нескольких поколений, из трех: детей, супружеской пары и родителей кого-либо из супругов, чаще всего родителей мужа, у чувашей был распространен патрилокальный брак, т.е. жена после свадьбы переходила на жительство к мужу. Обычно в семье с родителями оставался младший сын. Нередки были случаи левирата, когда младший брат женился на вдове старшего брата, и сорорат, при котором муж после смерти жены женился на ее младшей сестре.

Читать полностью

Галерея предметов быта

Праздники

САВАРНИ

Праздник проводов зимы у чувашей называется «Çǎварни», его справляют одновременно с русской Масленицей.

В масленичные дни с самого раннего утра дети и старики идут кататься на горку. Старики хоть раз да скатывались с горки на прялках. С горки нужно прокатиться как можно прямее и как можно дальше.

МАНКУН (ПАСХА)

«Мǎнкун» - самый светлый и большой и праздник у чувашей. Перед пасхой женщины обязательно моют избу, белят печи, мужчины наводят порядок во дворе. К пасхе варят пиво и наполняют бочки. В день перед пасхой моются в бане, а ночью идут в церковь на «Автан келли». На пасху и взрослые, и дети наряжаются в новые одежды. Красят яйца, готовят «чǎкǎт», пекут пироги.


АКАТУЙ

"Акатуй" весенний праздник, проводимый после завершения посевных работ. Праздник сохи и плуга.

СИМЕК

После завершения всех полевых весенних работ наступают дни, посвящённые памяти предков – «Симек».


12 июля 2022 ПИТРАВ (Петров день)

Праздновался в сенокосную пору. Обычно 12 июля. В питрав чуваши обязательно резали барана и проводили «чÿклеме». Молодежь в последний раз собиралась на «вǎйǎ», пела, плясала, играла. После Питрава прекращались хороводы.

СУРХУРИ

Зимний праздник молодежи, сопровождавшийся в недавнем прошлом гаданием, когда впотьмах в хлеве ловили руками за ногу овец. На шее пойманной овцы парни и девушки завязывали приготовленные веревочки. Утром снова шли в хлев и о будущем муже (жене) гадали по масти пойманного животного: если попадалась нога белой овцы, то жених (невеста)будет» светлый», если жених будет некрасивым попадется нога пестрой овцы, если черной – черным.

3D-тур

ЧУВАШСКИЙ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР В КАРМАСКАЛИНСКОМ РАЙОНЕ