Мордва – самый многочисленный финно-угорский народ России. Мордва состоит из двух субэтносов – эрзи и мокши, имеющих существенные языковые и этнокультурные особенности. По данным Всероссийской переписи населения 2010 г., в Российской Федерации проживает 744 237 человек мордвы. Мордва расселилась к настоящему времени практически по всем регионам России. Значительная часть мордвы живет в пределах Республики Мордовия, традиционными регионами проживания являются также Пензенская, Самарская, Саратовская, Ульяновская, Нижегородская, Оренбургская области, Республики Башкортостан и Татарстан.
В башкирский край мордва переселилась главным образом в XIXв., хотя переселенческое движение началось еще в XVIIIв. В XVIIIв. В Уфимской губернии мордва компактно обитали в южной её части, главным образом, в Стерлитамакском уезде. Здесь имелись такие крупные мордовские поселения как Федоровка (основана мордовскими крестьянами в конце XVIII в, более 1600 жителей, волостное правление, несколько базаров, православная церковь, развитое пчеловодство); Кузьминовка (в 1795г. из Пензенской губернии прибыло восемь семей, вероятно, они же были первыми её жителями. 1,2 тыс. населения, пчеловодство, плетение лаптей); Алешкино (основано в 1777г. мордовскими крестьянами, переселенцами из д. Алешкино Бугульминского уезда, другие названия «Демские вершины», «Алексеевка»; около 600 жителей, которые занимались пчеловодством, плетением лаптей).
Наиболее компактно мордва проживает в Аургазинском, Белебеевском, Бижбулякском, Давлекановском, Дуванском, Ермекеевском, Кармаскалинском, Кугарчинском, Стерлитамакском, Федоровском и Чишминском районах РБ.
Ввиду того, что мордва делится на два субэтноса, эрзю и мокшу, сформировались два письменно-литературных языка – эрзянский и мокшанский. Мордовские языки близки между собой примерно в той же степени, как восточнославянские языки. Мокшанский и эрзянский языки вместе с марийским образуют волжско-финскую ветвь финно-угорской группы уральских языков.
Основная часть мордвы Башкортостана – эрзя; мокша составляет лишь незначительную долю. Мокшанскими являются с. Кузьминовка и д. Булякай Федоровского района. Традиционными поселениями мордвы Южного Урала являлись деревни и села (веле). В Федоровском районе мордва проживает в 8 населенных пунктах. В районном центре Федоровского района действует Мордовский историко-культурный центр и функционирует базовая библиотека по обслуживанию мордовского населения РБ.
Несмотря на то, что мордва подверглась христианизации и православная обрядность и вероучение достаточно глубоко укоренились в народном сознании, все же сохранились некоторые языческие представления и верования. Особое место среди них занимает почитание духов природы и «одомашненного» пространства, таких как: Ведь ава (э., м.) – «водяная мать»; Вирь ава (э., м.) – «лесная мать»; Юрт ава (э.), Куд ава (м.) – «домовая»; Бань ава (э., м.) – «банная». Все эти духи представляются в женском образе. Наряду с ними, фигурируют и персонажи в образе мужчин: Ведь ати (м.) – «водяной дедушка», Юрт ати (м.) – «дворовой», которые выступают в качестве супругов женских духов.
Реликтом язычества является также проведение молений. В архивном документе конца XIX в. отмечено, что в Уфимском уезде «существуют среди мордвы общественные моления, устраиваемые в летнее время (преимущественно старухами), которым они дают даже предпочтение пред церковным богослужением. Устраиваются сборища и мужчинами, но эти собираются ради забавы и не соединяют с совершаемыми обрядами каких-либо религиозных мыслей».
Еще в 50-е гг. XX столетия в с. Наумкино Аургазинского района ежегодно после посевной на Вознесение проводили моление Бабань каша. В настоящее время его проводят только в случае засухи. Пожилые женщины у родника варили в котле кашу из пшена. Принимали участие также дети. Встав в ряд и обратившись на восток, читали православные молитвы. В случае засухи, палками взбалтывали родник, «чтобы Ведь-ава пустила дождь». В с. Андреевка Кармаскалинского района на Петров день у родника женщины и дети проводили Бабань салмат. Готовили яичницу, блюдо из кусочков теста – салмат, совместно молились, читали православные молитвы, и ели приготовленную еду. Языческие элементы сохранились также в поминальной обрядности.
Как отмечают исследователи, у мордвы долго сохранялись большие патриархальные семьи, включавшие несколько поколений по мужской линии, которые жили вместе одним двором, сообща обрабатывали свои поля, питались и одевались из общих запасов.
Свадебные обряды занимают центральное место среди семейных обрядов мордвы, отличаются большой сложностью и разнообразием. Многие традиционные свадебные обряды мордвы Башкирии смогли сохранить жители с. Кармаскалы Стерлитамакского района Башкортостана. За день до свадьбы две девушки с украшенными лентами палками и венками из лент и цветов на голове ходят и зовут родственников жениха стряпать пироги. Они собираются и идут за водой для пирогов с песнями. На принесенной воде замешивают тесто для пирога лукш.
Жених перед свадьбой собирает мальчишник. В доме невесты топят баню. От жениха приносят веник, украшенный тремя лентами. Подруги с невестой идут в баню и парят ее этим веником (тейтерь баня). После бани невеста причитает. Ночью ее увозят, к утру она должна быть уже в доме жениха. После этого начинается обряд горнать – жених и невеста кланяются собравшимся родственникам. Раньше свадебный пир длился неделю. В настоящее время 1–2 дня. Раньше был распространен обычай, когда свекровь и сноха ехали к родителям невесты за прялкой. Большую роль на свадьбе играет сваха – родственница со стороны жениха. Во время свадебных торжеств она поет величальные песни. Одевается она в красные кофту и юбку, на шею вешает ожерелье из цветных кусков ткани, нанизанных между трубочками из гусиных перьев и украшенную крестиком.
Родильные обряды до настоящего времени сохранились в упрощенном виде. Приезжают родственники на «зубок» – приносят с собой выпечку и подарки.
В похоронно-поминальных обрядах приуральской мордвы, несмотря на сильное влияние православного вероучения, сохранилось много древних архаичных элементов. По поверьям, предвестниками смерти считаются разбитое стекло, крики совы, вой собак и т.д. После известия о смерти человека, в дом к умершему приходят односельчане и приносят с собой продукты. Эти приношения предназначены самому покойному и ранее умершим родственникам. От каждого кушанья отламывали кусочек и просили умерших о благополучии этого дома. На ночь в доме покойного остаются родственники и соседи. Они также обмывают и обряжают покойного, делают гроб. Раньше существовал обычай вырезать на крышке или стенках гроба отверстия, символизирующие окна. Считалось, что через эти «окна» душа покойного сможет свободно выходить в мир живых и возвращаться обратно. Через них должны были также доходить до умерших поминальные подношения.
Как и у всех земледельческих народов, основу питания приуральской мордвы составляли продукты земледелия. Немаловажную роль играли также животноводческие продукты: мясо, молоко, масло, яйца и др. По сравнению с жилищем и одеждой, традиционная пища обладает большей устойчивостью. До настоящего времени у мордвы сохранились многие традиционные блюда. Во многих деревнях продолжают печь хлеб, блины, пироги (пряка). Как ритуальное блюдо до сих пор выпекают лукш – пирог больших размеров из пшеничной муки с начинкой в несколько слоев (творог, яйца, мясо и т.д.). Лукш печет во время свадьбы мать жениха для угощения родственников невесты.
Повседневную пищу составляют различные супы, похлебки и каши. Из пресного теста готовят салму: тесто раскатывают полосками и разрезают на небольшие кусочки, запускают в кипящую воду, в которую затем добавляют муку, лук, кусочки сала.
Из традиционных напитков до сих пор бытуют хлебный квас, а также хмельной напиток поза из сахарной свеклы или ржаной муки. Верующие мордва соблюдают различные посты, установленные православной церковью, поэтому рацион в зависимости от них может быть как скоромным, так и постным.
Основные принципы кулинарного подхода мордовского народа, в частности, к принципам подбора сырьевого материала, к методам его кулинарной обработки, к композиции блюд, были связаны в прошлом с религиозными верованиями, представлениями, обычаями, с условиями особого хозяйствования, с занятием рыболовством и охотой на лесного зверя и птицу. Ловить рыбу во время нереста или уничтожать детенышей лесной дичи считалось у мордвы тягчайшим преступлением.
Во многих хозяйствах выращивали капусту, огурцы, картофель, чеснок, морковь, свеклу, репу, редиску, тыкву. Летом и осенью большинство овощей употреблялось в свежем виде. На зиму капуста заквашивалась в больших кадушках. Со многими блюдами использовался огуречный рассол. Свекла и тыква употреблялись в пареном виде и зачастую заменяли сахар. Из картофеля, капусты, щавеля варились щи капста лям (м.). Из пшена с добавлением небольшого количества картофеля готовили супы шонгарям (м.), вецаям (э.)
До XIX в. большое место в питании занимала репа. Её ели и в вареном виде. Со второй половины XIX в. значительное место в пище мордвы стал занимать картофель (модамарь) (м., э.). Его обычно отваривали в кожуре, а затем чистили. После этого его толкли, добавляя масло, молоко, сливки. Иногда толчёный или нарезанный картофель обжаривали или тушили в печи. Его ели с рассолом, огурцами, капустой и грибами. Из картофельного крахмала готовили лапшу. Из овощей национальными для финно-угорских народов можно считать редьку и репу, из пряных трав — жеруху, хрен, ложечную траву, лук, сарану, борщевик, крапиву, молодую сныть.
Из семян конопли получали масло канцёрвай (м.), канцёрой (э.). Его использовали для приготовления очень многих блюд.
Грибы — также существенный элемент национального пищевого рациона. Их, как правило, отваривают, реже жарят, но охотнее всего солят, квасят и сушат.
Особо почитаемыми в составе мордовской пищи были ритуальные блюда, тесно связанные с отдельными моментами земледельческого цикла, а также семейными и общественными религиозными праздниками. В частности, пшенная каша не только была изысканным блюдом во время свадьбы, крестин, поминок, но с ней был связан и специальный молян — бабань каша (бабья каша), а в эрзянской свадьбе последний день пребывания невесты в доме своих родителей назывался кашадо ярсамо чи (день каши), с которого и начиналась свадьба.
По традиции при укладке матицы сооружаемого нового дома хозяин обходил сруб с пшенной кашей, которая символизировала долголетие. На крестины варили молочную пшенную кашу, считавшуюся, как и яйца, символом плодородия. Каждый участник крестин, отведав ее, поздравлял родителей с прибавлением в семье и выражал пожелание новорождённому прожить столько лет, сколько крупинок каши в горшке.
К кашам и кашицам по характеру пищевого сырья близки и такие блюда, как мучные кисели — овсяный, гороховый, ржаной. Для приготовления овсяного киселя использовали толокно, которое замешивали на воде, давали отстояться, затем процеживали и варили с добавлением соли. Гороховый кисель сдабривали растительным маслом. Получался своеобразный суп. Позднее с распространением картофеля стали готовить крахмальный кисель на молоке и воде.
В XV—XVII веках финно-угорские народы в результате расширившихся контактов с другими народами знакомятся с пшеничной мукой. Однако до XVIII века мука была привозной, а не местного производства, а значит, расходуется она ограниченно, и это побуждает создавать особые мясо-тестяные блюда, где тестяная часть тщательно дозируется, так, чтобы она не превышала мясную. Так, в мордовской кухне небольшие кусочки сала облепляют тестом, и полученные таким образом «галушки» отваривают и обжаривают, получая типично национальное блюдо цёмарт.
Любимое блюдо мордвы — блины - пачат (м.), пачалксеть (э.) из ржаной, пшеничной, пшенной, гороховой муки. Обычно блины делались очень толстые. Ели их с молоком, маслом, мёдом. Для того чтобы блины были мягкие и пышные, в тесто добавляли крахмал или мятый сваренный картофель. Их ели с молоком, маслом, мёдом.
Важное место среди традиционных кушаний занимала лапша. Готовили ее на воде или молоке из ржаной, позднее — из пшеничной муки или из крахмала с добавлением муки. Жидкую массу выливали на горячую сковороду и ставили в печь, полученный тонкий пропеченный блин резали на мелкие полоски.
Мордва-мокша из кислого, круто замешанного теста готовила навсемат (макалки): тесто раскатывали длинной полоской, затем от него отщипывали небольшие кусочки, макали их в конопляное масло, складывали в горшок, варили в печи. Из пресного теста готовили салмат (м., э.). Кусочки его скатывали в шарики и бросали в кипящую воду.
Важное место в питании мордвы занимало молоко- лофца (м.), ловсо (э.). Из него делали сыр, масло, творог. Наиболее широко оно использовалось для приготовления кислого молока - шапама лофца (м.), чапамо ловсо (э.). Кислое молоко ели с хлебом, картофелем, кашами, подавали к блинам.
Говядину, баранину и свинину заготовляли впрок несколькими способами. Один из древних способов — сушка. Предварительно отваренное мясо сушилось в печи или на солнце. Всплывшее во время варки сало собиралось и использовалось в пищу. Продукты животноводства в основном употреблялись для приготовления обрядовых и праздничных блюд. Мясо - сиволь сывель (м., э.) в вареном виде как самостоятельное блюдо употреблялось довольно редко. Чаще его использовали в качестве начинки к мучным блюдам
Существенное значение в традиционном питании мордвы имели куриные яйца- ал (м., э.). Чаще они употреблялись сваренными вкрутую, их клали в пищу как приправу, а также делали яичницу. Особое место яичнице отводилось на молянах. Готовилась она дома или непосредственно на месте моляна на больших заслонках и называлась «мирской». Яйца считались символом плодородия.
Из кислого молока делали напиток — ирьян, с добавлением соли. Из молока делали творог (топо, м., э.), масло (вай, м., ой, э.).
К национальным кондитерским изделиям можно отнести пироги с тертой сушеной черемухой, со свежей калиной (чевчелень-прякат) и пироги с щавелем, слегка подслащенным сахаром или мёдом.
Мёд использовался широко (сахар до революции почти не употреблялся). На основе мёда у мордвы созданы национальные обрядовые и праздничные блюда. Его использовали и как лекарственное средство. Из продуктов пчеловодства готовили различные напитки: медовую брагу, наиболее древний напиток (хмельное пиво) — пуре* (секреты изготовления которой в наше время утеряны). Пуре было обрядовым напитком и обязательно входило в состав жертвенной пищи во время молянов. Священное пуре изготовляли из смеси меда, хмеля и ячменя.
Много обрядовых блюд готовилось к свадьбе. Главный пирог – лукш выпекался матерью жениха и отправлялся на угощенье родных невесты вместе со свадебным поездом, ехавшим за невестой. Его пекли из кислого ржаного теста или пшеничной муки с начинкой в 7-12 слоёв: нижний слой из пшенной каши, затем из творога, особые слои составляли вареная курица, куриные яйца или яичница и так далее.
Будничное питание трудового крестьянства в прошлом было однообразно и бедно, особенно во время частых постов. Лишь в воскресные дни и в большие праздники пищу старались разнообразить: пекли блины, пироги, готовили пельмени. Хотя вообще пельмени готовили крайне редко, их можно отнести к числу сезонных блюд: для начинки пельменей использовались каша, картофель, капуста. Пищу принимали три раза в день. Завтрак по объему мало чем отличался от обеда. Обычно к завтраку варили суп или лапшу и картофель, кисели, салму. Обед состоял из щей или супа, каши, а часто еще и картофеля. На ужин ели, подогревая, оставшиеся блюда от обеда или варили картофель.
Пищу готовили на весь день утром в печи, которую топили один раз. Варила пищу свекровь, а в больших семьях ей помогали остальные женщины. В обязанности снох входило обеспечение кухни дровами и водой. У мордвы не практиковалась раздельная еда женщин и мужчин, существовавшая у многих народов. Обычно трапезы совершались всей семьей, за общим столом.
В игре «Сова» игроки бегают, когда сова спит, но как только он просыпается, все должны затаиться. Первый, кто окажется обнаруженным, становится «совой».
Игра «Паук и мухи» предполагает наличие «домика», то есть места, где обитает водящий – «паук». Пока он в «домике», мухи бегают. Когда «паук» выходит из «домика», «мухи» убегают. «Паук» должен переловить всех и привести к себе в «домик».
На землю ставится камень – это «дом», от него отгораживается «поляна» размером 10 х 30 и более метров (чем больше игроков, тем больше «поляна»). В качестве ведущих выбирают «деда» и «медведя». «Дед» остается в «доме», а «медведь» ложится в стороне от «поляны». Играющие берут в руки щепу – «туесок» и отправляются за ягодой. Но вот «туесок» наполнен, его ставят на землю, а дети начинают кувыркаться, бегать наперегонки. Через некоторое время между игроками и «дедом» начинается диалог:
-Деда, мы медведя поймали!
-Ведите сюда!
- Не идет!
-Ну тогда сами приходите!
-Не пускает!
Когда играющие произносили последние слова, «медведь» встает и бежит за ними, стараясь кого-либо запятнать. Если это удавалось, то менялись местами.
Правила: 1. Игрок должен взять с собой свой «туесок».
2. «Медведь» может ловить лишь на поляне. Если игрок добежал до «дома», то запятнать его нельзя.
Вариант: игра продолжается, пока «медведь» не переловит всех игроков. Этот вариант часто разыгрывается, когда роль медведя играет ловкий мальчик.
Для игр необходимо пять небольших чуть больше лесного ореха камушков. Перед началом игры каждый выбирал себе один и замечал его. Чтобы определить первого игрока, проводится жеребьевка: все участники по очереди должны бросить камушки вверх и тут же ловить их на обратную сторону ладоней. Тот, кто сумел поймать больше всех, то и начинал игру. Задача играющих состоит в том, чтобы с помощью выбранного камушка одной рукой выполнить несколько фигур. Если в ходе игры игрок теряет свой камушек или не сумеет выполнить фигуру, то он уступает место следующему по кругу игроку.
Первая фигура называется «фкяняса» - «по одному». Игрок подбрасывает свой камушек и, пока он находится в полете, поднимает один камушек и тут же ловит свой, не давая ему упасть. Таким же способом он поднимает все остальные.
Вторая фигура - «кафтоняса» - «по две», т.е., теперь он должен подбросить сразу два камушка.
Третья фигура - «колмоняса и фкяняса» - «три и один». Необходимо поднять сразу три, а затем - оставшийся один.
Четвертая фигура - «ниленяса» - «по четыре» - подбрасывается свой камушек и подхватываются сразу все четыре.
Пятая фигура — «орта» - «воротца»: кисть левой руки ставилась на большой и указательный пальцы, образуя воротца. Правой рукой подбрасывается свой камушек, и одновременно подталкиваются остальные в эти воротца. Выполнение фигуры считалось правильным, если игрок успевал схватить камушек с земли и одновременно поймать этой же рукой подброшенный свой камушек. Выигрывал тот, кто раньше других выполнял фигуры.
Играют летом мальчики. Садятся в круг человек пятнадцать. Ноги и руки играющим покрывают сухой соломой. Вместо кушака свивают из травы мягкий кнут, это хорек. Его незаметно передают по кругу и ударяют по спине ведущего, сидящего в центре круга на земле. Если он сможет поймать кнут, то вместо сядет тот, у которого этот кнут он отнял.
Играют дети 6 – 12 лет.
Действующие лица:
Ворон.
Клушка.
Цыплята.
Клушка гуляет со своими цыплятами по лугу. Навстречу ей выходит ворон.
Ворон. Клушка, а клушка, дайка мне своего цыпленочка!
Клушка. Ой, ворон, не дам! Не дам!
Ворон. Ну тогда я всех твоих детенышей утащу! И начинает цыплят по одному вылавливать.
Клушка (защищая цыплят). Варк! Варк!
Ворон (ловя цыплят). Пивь! Пивь!
Когда все цыплята будут выловлены, игра заканчивается.
Играющие (хозяева) сажают в круг малышей (курочек). Каждый хозяин имеет свою курочку, нет ее только у покупателя. Последний ходит по кругу и решает, чью бы курочку взять себе. Потом подходит к хозяину облюбованной им курочки, притрагивается рукой к голове этой курочки и быстро пускается бежать по кругу. Хозяин курочки также бежит по кругу, только в противоположном направлении. Кто раньше прибежит на место, тот становится хозяином, а оставшийся – покупателем.
Четверо садятся по углам дома или начерченного на земле квадрата. Пятый стоит на середине. Подходит к одному, спрашивает: «Дядя (или тетя), ключи у тебя?» Тот показывает на соседа: «Вон иди у дяди (или тети) спроси». Так он обойдет всех четверых. Последний отвечает: «Ищи на середине!»
Водящий отходит на середину. В это время все вскакивают на ноги и меняются местами. Водящий стремится быстрее встать вместо кого-то. Кто останется без места, становится искателем «ключей». Игра продолжается дальше.
По мнению дореволюционных исследователей, «одежда мордвы имеет свои особенные принадлежности и совершенно отличается от одежды других инородцев». «Можно ошибиться в различии чувашей, черемисов, вотяков, – писал В.М. Черемшанский, – но мордвина тотчас узнаешь, – стоит только взглянуть на его лапти, которые по форме совершенно не похожи на все другие лапти, посмотреть на рубашку, испещренную по всем направлениям разного рода вышивками и достаточно, – а особенности женского костюма еще несравненно резче».
Женские эрзянские рубахи шили из двух полотнищ холста, перегнутых пополам и сшитых между собой посередине груди и на боках. Часть шва от подола не зашивалась. От горловины до подола вдоль центрального шва тянется полоса вышивки. Мокшанский покрой рубахи отличается от эрзянского тем, что полотнище холста, перегнутое поперек, составляет перед и спину рубахи, а бока состоят из двух более коротких холстин. Мокшанки носили рубахи до колен, значительно выше, чем эрзянки, и делали большую пазуху.
Женский костюм эрзян – переселенцев в Уфимскую губернию – состоял из элементов, сшитых из белого домашнего холста: нательной узкой и длинной прямой рубахи (панар), прямого кафтана с узкими прямыми рукавами (руця), передника (запон), головного убора (сорука) и набедренного украшения (цёкокаркс).
На всех рубахах вертикальная полоса вышивки проходит спереди посередине: от нагрудного до подольного разреза. Такое расположение вышивки характерно для эрзи и являлось логичным следствием конструкции предмета, т.к. вышивка обрамляла шов. Но все рубахи эрзи Башкортостана имели крой с цельным центральным полотнищем, и потому роль такой вышивки на них была исключительно декоративная. В целом характеристики эрзянских рубах Башкортостана соответствуют особенностям одежды эрзи Заволжья.
Рубаху носили обязательно с фартуком (запон, запунка). Его крой, пропорции, декор были удивительно устойчивы. Небольшая грудка имела силуэт в виде буквы «М» и несколько сужалась кверху. Для ее изготовления использовали домашнее полотно белое в горизонтальную красную полоску. Край грудки обшивался полоской красного ситца. Поверх этой ситцевой полоски нашивалась либо тесьма-змейка, либо волнообразно пришивалась толстая шерстяная нить синего или зеленого цвета.
Сорока эрзи Башкортостана представляла собой высокую шапку, сшитую из холста с закругленным очельем и длинной лопастью, спускающейся на спину.
Обувью служили лапти карть. Мордовские лапти отличались от чувашских и татарских. На ногу с лаптями надевали длинные шерстяные чулки выше колен (чулкат), а сверху наматывали холщовые белые портянки (прякстат), которые закреплялись онучами. Чулки вязали черного или белого цвета с простым геометрическим орнаментом в виде ромбиков и елочки. Сапоги (кемть) и ботинки служили обувью праздничной.
Обязательным дополнением женского костюма были украшения. Характерным показателем традиционного эрзянского костюма была нагрудная фибула – сюлгамо, изготавливаемая из толстой медной проволоки, изогнутой в форме овала с незамкнутыми расплющенными концами со вставками из бус и шумящими подвесками. Использовали для застегивания нагрудного разреза на рубахах.
Набедренным женским украшением служил (цёкокаркс), который носили поверх рубахи. Основа украшения – лоскут прямоугольной формы. К нему снизу пришивались три ряда разноцветных шерстяных кистей (цёк): верхний – короткие кисти, средний – длиннее, нижний – еще длиннее. Центральная часть обшивалась бисером и металлическими блестками по краям, белыми раковинами-ужовками (кумбря). Незашитым оставалось лишь небольшой вышитый участок в центре. Украшение было длинным, достигая почти до подколенок.
Мужчины носили рубахи из посконного холста (панар). «Мужские рубахи были косоворотки, разрез на левой стороне. Воротничок стоячий был и вышивался. Под рукавами, чтобы свободнее было пришивался треугольной формы лоскут. Мужские рубахи были и белые и красные холщовые, вышитые. Подол был вышит кругом, рукава, на груди. Рубахи красного цвета вышивали желтыми шерстяными нитками, белого – красным».
Мужчины носили холщевые штаны белого или синего цвета, им на смену пришли покупные шаровары.